Авто на "еврономерах": возможен ли компромисс

7121 просмотр
Воскресенье, 25 ноября 2018, 11:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

История о "евробляхах" всколыхнула общество посильнее, чем некоторые события предвыборного сезона.

И неспроста – водители авто на "еврономерах" действуют как консолидированная сила, которая готова идти до конца в защите своих интересов.

Недавно они заблокировали дороги в 14 областях. Наверняка, это не предел.

Мнения разделились. Для некоторых позиция "евробляхеров" – чуть ли не манифест либертарианства.

Действительно, что плохого, если граждане, пользуясь несовершенством "нормативки", реализуют экономически здравое поведение? Претензии не к ним, а к тем, кто не предпринял ровным счетом ничего, пока нерастаможенные машины тысячами ввозились в Украину.

К тому же, хорошо известно, как наши люди относятся к власти: обойти её запреты, да ещё и немного сэкономить – доблесть, а не позор.

Других такое отношение откровенно возмущает. Ведь в идеале правила должны быть одни для всех. Как быть большинству украинцев, которые заплатили таможенный сбор, акциз и НДС, а по факту оказались в проигрыше? Получается, все равны, но некоторые "ровнее"?

Вопросов масса. Тем более, что у власти тоже нет однозначной позиции.

Пропетлять "между капелек" на этот раз не вышло. Законопроекты о снижении акциза, которые преподносились как компромисс, им так и не стали. Ни для "Автоевросилы", ни для части депутатов, поддержавших изменения.

Постфактум некоторые политики признались: решение вынужденное и вымученное. По уму нужно было делать не так…

А как тогда? В том-то и дело, что без чёткого видения цели сделать хорошо невозможно по определению.

Проблема шире, чем "евробляхи".

Почему украинцы стремятся приобрести личный автомобиль – пускай подержанный, но свой? Да потому, что от общественного транспорта в крупных городах осталось одно название.

Несмотря на выросшие тарифы, нет ни выделенных полос, ни жесткого расписания, ни пересадочных хабов, ни ночных маршрутов, ни комфортного сообщения с пригородами.

В многочасовой пробке после первого снегопада одинаково встанут все – и пятнадцатилетняя "ауди" на "еврономерах", и расшатанный "Богдан", набитый пассажирами.

Что касается "отечественного автопрома", его нет и не будет. Есть крупноузловая сборка, но даже её объемы стремительно падают. При этом стоимость автомобилей растёт – "европейцам" они точно не конкуренты.

С другой стороны, оставить всё, как есть, – тоже не выход.

По данным таможни, в мае этого года в Украине насчитывалось около 315 тысяч машин, зарегистрированных в других странах. Из них 125 тысяч ездили по нашим дорогам с нарушением таможенного законодательства.

По крайней мере половина от этого числа – это автомобили старше 5 лет. "Растаможить" некоторые из них выйдет дороже даже по новой формуле.

В итоге, если контроль за "евробляхами" все-таки ужесточится, немало водителей предпочтут попросту бросить свою "ласточку" во дворе или оставить в нейтральной зоне между Украиной и той же Литвой, откуда она "родом". Говорят, такие случаи уже не единичны…

Экологические последствия – отдельная тема. Автомобили со стандартом ниже Евро-4 – основная причина загрязнения воздуха в мегаполисах. Доказано Европой, где налог на авто тем выше, чем ниже класс его экологичности.

Ввозя старые машины, украинцы "избавляют" от них Германию и Польшу, где за утилизацию "металлолома" тоже нужно платить…

Какое решение могло бы стать оптимальным? Загвоздка в том, что его не придумаешь сходу. "Сходу" придумываются только лозунги. А над стратегией нужно думать. Поэтому – всего два соображения.

Первое. Кнут не работает без пряника. Всему должна быть альтернатива. Пользоваться старым автомобилем в Европе дороже, чем приобрести новый – экологический налог будет расти с каждым годом.

Например, в Германии он может достигать 2 тысяч евро в год. Зато новую машину можно приобрести в кредит (подъемный для большинства граждан) или вообще взять в лизинг, стоимость которого сопоставима с ценой проезда на общественном транспорте.

В некоторых европейских городах действуют low emission zones, но при этом есть современная инфраструктура для велосипедистов, а автобусы ходят, как часы.

Всё это – не отдельные "точечные" изменения, а продуманная политика. И на уровне города, и на уровне страны.

Второе – это устойчивое развитие как "рамка", другими словами – предсказуемость и последовательность действий.

Не обещания под выборы, а чёткий план. Ни одна масштабная проблема не решается волевым "срывом пломб" или ручным регулированием налогов.

Пока власть продолжает работать в режиме "тушения пожаров", результат будет сильно отличаться от задуманного. И, поверьте, всякий раз – не в лучшую сторону.

Оксана Чепижко, специально для УП

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)