Кремлёвский реванш-2019: инструменты новые, ошибки – старые
Российское руководство расценивает двухтактный механизм украинских президентских и парламентских выборов-2019 как реальный способ вернуть Украину в зону своего влияния.
Программа-минимум для Кремля – получить в Киеве лояльное большинство в новой Верховной Раде, программа-максимум – нового пророссийского президента.
Все действия Москвы в ближайший год будут подчинены решению этой задачи. Сам процесс решения можно разложить на три составляющие:
1) не допустить повторного избрания президентом Петра Порошенко, либо другого политика, готового к вооруженной защите суверенитета Украины;
2) добиться замены Порошенко лояльным Кремлю и договороспособным в понимании руководства РФ кандидатом;
3) получить лояльное Москве большинство в Верховной Раде с помощью высокого результата на парламентских выборах объединенной прокремлёвской оппозиции либо отдельных политсил, которые будут сотрудничать уже после выборов.
Путин хочет взять реванш за провал 2014 года, когда пророссийские кандидаты и политические силы проиграли сначала президентские, а потом и парламентские выборы.
Сейчас Москва считает, что наступил удобный момент поквитаться с "киевским режимом". Одновременно Кремль работает для реализации своей задачи на практике. Поэтому предвыборный фронт на ближайший год станет для Кремля главным направлением атаки в "гибридной войне" против Украины.
"Мы пойдём иным путём"
С момента провозглашения Украиной независимости в 1991 году Россия последовательно оказывает влияние на все украинские выборы – и президента, и парламента. Причём, как, например, в 2014 году, не всегда успешно.
На президентских выборах-2004 ставленник Кремля Виктор Янукович проиграл прозападному Виктору Ющенко даже несмотря на личный приезд Путина в Киев для поддержки своего кандидата. Тот визит запомнился в первую очередь "курьёзом с конфетой" – стоя на трибуне рядом с президентом РФ, Янукович предложил Путину конфету, но тот отказался.
Чтобы оценить серьезность угрозы реванша пророссийских сил на выборах 2019 года, нужно учитывать, что Кремль уже показал свою способность добиваться реванша на украинском направлении. Так, Путин поспособствовал получению Януковичем сначала премьерского кресла в 2006 году, а в 2010-м – и президентского.
Но с 2014 года ситуация в Украине изменилась. что заставляет Москву использовать новый инструментарий вмешательства. Кремлю придется следовать "ленинским" рецептам и идти к своим целям "иным путём".
Эти изменения обусловлены несколькими факторами.
Во-первых, за четыре года кардинально поменялось восприятие России в украинском обществе.
Во время выборов 2014 года Крым уже был аннексирован Россией, на Донбассе шли бои с участием российских регулярных войск. Несмотря на это, значительная часть населения – прежде всего, в восточных и южных областях – все еще по инерции воспринимали происходящее как временное недоразумение, которое можно будет исправить. После чего "братские славянские народы" снова будут жить в мире и добрососедстве.
За прошедшие четыре года восприятие России как противника и страны-агрессора стало преобладающим в украинском обществе. Даже те украинцы, кто выступал за союзные и/или равноправные партнёрские отношения с путинской РФ, в большинстве своем изменили мнение.
Осознав, что Москва ради достижения своих глобальных целей сначала отобрала у нашей страны часть территории, а потом организовала долгоиграющий военный конфликт на Донбассе, в ходе которого уже пятый год гибнут и военные, и мирные украинцы.
В результате, сейчас всего 22% украинцев относятся к России тепло, 26% – нейтрально и почти 49% – холодно. При этом пять лет назад, в мае 2013-го, ситуация была кардинально иная: 52% украинцев высказывали теплое отношение к России и лишь 12% – холодное.
Во-вторых, Москва уже не располагает традиционными, доказавшими эффективность в Украине инструментами влияния на ход выборов и позиции лояльных себе политиков. В частности, такими мощными рычагами влияния, как российские телеканалы.
С начала открытой агрессии РФ в марте 2014 года украинская власть заблокировала ретрансляцию 73 российских телеканалов. Под запретом находятся, в первую очередь, общественно-политические каналы, служившие для Москвы высокоэффективными средствами пропаганды.
Ещё один важнейший инструмент пропаганды – российские соцсети. Именно через них кремлевские спецслужбы организовывали разного рода "активные мероприятия". Однако с мая прошлого года этого инструмента Москва лишилась. По крайней мере, в этом убеждены те, кто выступал за запрет российских соцсетей.
Эволюция Медведчука: от СДПУ(о) – к Оппоблоку(о)
В новых условиях Кремль делает основной упор на поддержку прямых агентов влияния в самой Украине и использование их ресурсов для достижения высокого результата лояльных Москве политпроектов.
Здесь также стоит обратить внимание на существенное различие между выборами-2014 и 2019 годов.
В 2014-м был целый ряд политиков, которые заявляли о своей готовности быть партнёрами Кремля в прекращении войны на Донбассе и достижении мира. Правда, в условиях начала агрессии России и роста патриотических настроений украинцев результаты таких политиков оказались весьма скромными.
На президентских выборах кандидат от Партии регионов Михаил Добкин, Вадим Рабинович и коммунист Пётр Симоненко набрали всего от 1,5 до 3 %. Остальные сторонники компромисса с Москвой получили и того меньше.
Тем не менее, в нише "миротворцев" киевского разлива существовал плюрализм.
Есть как минимум еще одно качественное отличие нынешних выборов – сейчас Кремль утвердил единственного коммуникатора, с которым он готов общаться в Киеве и кого хочет видеть партнером в мирных переговорах по Донбассу.
Им стал многолетний политический партнер Путина Виктор Медведчук. С 2004 года он – кум российского президента. Владимир Путин вместе с женой премьера РФ Дмитрия Медведева Светланой покрестили в Санкт-Петербурге дочь Медведчука Дарью.
Организация Медведчука "Украинский выбор" все годы своего существования последовательно транслирует в украинском информационном пространстве месседжи Кремля, например, о федерализации. А с начала войны на Донбассе – ещё и о необходимости скорейшего завершения этого конфликта. Причём не на украинских, а на российских условиях.
Не сменил Медведчук риторику и после вступления летом в партию Рабиновича "За життя". Посылы те же – ориентация на кремлёвские подходы к обустройству Украины как части "Русского мира", скорейшее примирение с РФ и возвращение в русло геополитического проекта "СНГ".
Ключевая же практическая задача Медведчука – добиться объединения "Оппоблока" и "За Життя".
Но этого в ближайшее время, скорее всего, не произойдёт, поскольку части "ОБ", ориентирующиеся на Рината Ахметова и Фирташа-Левочкина, взяли курс на максимальное затягивание времени.
Ахметовское крыло выдвигает в оправдание сугубо формальные аргументы. Мол, надо провести социологические замеры для выяснения влияния объединения на рейтинг единого кандидата, провести решение об объединении через съезд партии и так далее и тому подобное.
Призывы Рабиновича к объединению, которые раздавались еще до прихода в партию Медведчука, вполне объяснимы: в конкуренции с кандидатом от "Оппоблока" Юрием Бойко лидер "ЗЖ" проигрывает ещё с конца прошлого года.
И со временем разница между ними увеличивается. По последнему соцопросу КМИС, Центра Разумкова и "Социса" за Рабиновича готовы голосовать 3,6%, за Бойко – 6,0% опрошенных, готовых прийти на выборы.
Увеличение разрыва между кандидатами-конкурентами обусловлено, в первую очередь, отсутствием реального наполнения виртуального образа "Рабиновича-популярного телевизионного персонажа".
Появление рядом с ним такой фигуры как Медведчук с имиджем эмиссара Кремля и "серого кардинала" теневых политических процессов с большим стажем лишь увеличит рейтинговый отрыв.
Поэтому Медведчук и Рабинович имеют все основания торопить объединение партнеров из "Оппоблока". При этом оба лагеря "ОБ", которые ориентируются на Ахметова или Фирташа-Левочкина, заинтересованы "не гнать лошадей".
В восприятии избирателей Востока и Юга образ "крепкого хозяйственника-практика" кандидата Бойко – более адекватен запросам населения данных регионов.
В "ОБ" и настроены максимально тянуть время: отрыв их кандидата от Рабиновича будет всё больше увеличиваться. Что позволит ключевым фигурам "Оппоблока" на переговорах с Медведчуком увереннее заявлять о своих требованиях и амбициях.
Хотя и Бойко далек от того, чтобы аккумулировать поддержку протестного электората всего Востока и Юга Украины – в прошлом традиционной электоральной базы Партии регионов и Виктора Януковича. Ведь это поле куда шире, чем даже самые оптимистичные рейтинги "Оппоблока" и партии "За жизнь!"
По неофициальной информации, Кремль жёстко толкает лидеров "ОБ" к объединению с партией Рабиновича, угрожая несогласным и нерасторопным запретом на ведение бизнеса в РФ.
Однако, обращаясь с украинскими олигархами как с "пешками", типа Пушилина и Пасечника в "ДНР-ЛНР", Москва не учитывает масштабности амбиций и возможностей вождей "ОБ". И своим давлением не столько приближает, сколько тормозит процесс объединения
Крушение мифа о всесильности "руки Москвы"
По большому счёту для Москвы не имеет значения, кто именно пойдёт в президенты от объединенной прокремлёвской оппозиции.
Главная задача, поставленная перед этой будущей единой силой, – успешно выступить, а в идеале – выйти во второй тур на президентских выборах. И обеспечить тем самым мощный задел на парламентские выборы.
И тут важно чётко обозначить: относясь очень серьёзно к угрозе реванша Кремля на выборах-2019, не стоит и преувеличивать его реальные возможности влияния на их исход.
Несмотря на аннексию Крыма и развязывание войны на Донбассе, Кремлю все же не удалось отколоть от Украины южные и восточные области и реализовать желанный проект "Новороссия".
Это обстоятельство, в сумме с ростом патриотических настроений и недоверия к РФ среди избирателей Востока и Юга, дает основания предполагать, что по итогам выборов-2019 удастся сохранить достигнутое с 2014 года.
Андрей Миселюк, специально для УП