Почему китайские реформы должны стать примером для Украины?
"Чтобы перейти реку, нужно нащупать камни на дне", — говорил Дэн Сяопин, отец китайской политики "реформ и открытия".
Стратегия Сяопина по реформированию страны не только вывела ее из глубокого кризиса, но и меньше чем за полвека сделала Китай сверхдержавой, единственный объективный конкурент которой — США.
Благодаря правильно построенной государственной политике, у Китая сегодня один из самых продолжительных периодов расцвета и мирной жизни, начиная с середины 18 века.
Один из важнейших секретов успешного проведения модернизации страны — долгосрочное планирование стратегии развития. Сегодня в Китае есть четкий план развития страны до 2050 года.
Кроме существования документа на "бумаге", не менее важна и особенность китайцев строго придерживаться собственных стратегий и не уклоняться от начатого курса.
Когда-то в1976 году Мао Цзедун оставил после себя страну в практически "предсмертном" состоянии: экономика в разрухе, люди — за чертой бедности, в обществе — глубокий социальный раскол. Среднедушевой ВВП в мире тогда был 3,5%, а в Китае Мао Цзедуна — всего 0,2%.
Подавляющее большинство населения (80%) были селяне, из-за этого плановая экономическая система была не в состоянии даже элементарно прокормить людей.
Пришедший ему на смену Дэн Сяопин тут же взялся за реформы — крайне революционные и, возможно, на тот момент непопулярные в китайском обществе.
Китаю понадобилось менее 40 лет, чтобы стать из страны, которая когда-то восхищалась другими экономиками, державой, которая задаёт экономическую повестку дня во всём мире.
Теперь китайскому правительству больше не нужно выстраивать стратегии по теории "трёх миров" Мао Цзедуна в поиске потенциальных союзников. Все страны мира хотят и так работать с Китаем, получая от этого взаимовыгодные преференции.
Самое важное, что совершил тогда Дэн Сяопин, — сделал ставку на патриотизм. Любовь к своей стране у китайцев — это ген, заложенный еще несколько тысячелетий назад.
Поэтому расставленные правильные патриотические акценты в комбинации с умело выстроенной стратегией реформ — ключ к успеху Сяопина.
С самого начала внедрения реформ Сяопин сразу же отказался от слепого следования принятым социалистическим моделям, которые были в СССР. Приоритетом для него стал именно китайский менталитет и китайские особенности общества.
И не прогадал. Спустя годы именно реформы Дэн Сяопина называют "великим творением китайских крестьян".
Начали реформы с абсолютной модернизации сельского хозяйства. На тот момент это стало ужасно непопулярным шагом для властей среди населения. Тем не менее Дэн Сяопин на него решился.
Проанализировав рынок, он пришел к выводу, что существующие в Китае народные коммуны "убивают" сельское хозяйство. После точечных испытаний внедрения семейный подрядов в китайских селах, Дэн Сяопин перевел весь Китай на эту форму.
Схема работы семейного подряда была очень простой — семья или двор в селе брали участок земли в аренду на 3-5 лет, часть урожая продавали государству по "твердым ценам", часть передавали бригадам-подрядчикам по "бартеру", а остальной частью (более 50%) семьи распоряжались сами.
Семейные подряды, правда, привели к тому, что общество начало постепенно расслаиваться. Ничего плохого Дэн Сяопин в этом не видел: "Чтобы развивать производство, не надо опасаться, что одни станут богаче раньше, чем другие… Надо дать возможность части хозяйств разбогатеть раньше и быстрее других".
Так и случилось: постепенно более слабые подряды передавали свои земли соседям, начали появляться большие и богатые хозяйства. А государство такие богатые подряды всячески поощряло и гуманитарно, и финансово.
Менее чем через 10 лет показатели сбора урожая были уже на треть больше.
Успехи от введенной Дэн Сяопином собственной модели социализма с китайской спецификой не заставили себя долго ждать.
Политика "реформ и открытости" Дэн Сяопина, которая позволила Китаю за 4 года из страны третьего мира стать сверхдержавой и второй экономикой мира, — проста.
Он состоит из курса "четырех модернизаций", цель которых улучшить состояние четырех отраслей — сельского хозяйства, армии, промышленности, науки и техники и армии.
Статистика успеха — действительно впечатляющая.
Не прошло и 25 лет, как ВВП Китая увеличился в 6 раз, количество людей в абсолютной бедности сократилось в более чем 8 раз — с 25 до 3%, а среднедушевой доход жителей увеличился в более чем 7 раз.
Про внешнеторговый оборот Китая можно не говорить: если в 1978 году он был 20,6 миллиардов долларов, в 2009 эта цифра увеличилась в 100 раз — до 2,2 триллионов долларов.
В 2017 году эта цифра еще более потрясающая — по итогам года внешнеторговый оборот Китая превышал 4 триллиона долларов.
Такая же история и с валютными запасами страны: после ухода Мао Цзедуна в 1978 году запасы Китая были 167 миллионов долларов, спустя 30 лет реформ в 2009 году — рекордная цифра в мире 2,4 триллиона долларов.
И с каждым годом цифра растет: в конце 2017 года валютные запасы Китая были 3,2 триллиона долларов.
А успех всей истории только в одном — в своё время китайцы, вместо того чтобы подстраиваться под другие страны, сделали ставку на собственную национальную специфику и любовь к своей стране.
Китайский менталитет, патриотизм, трудоспособность населения и непоколебимость правящей верхушки — вот слагаемые сегодняшнего успеха Китайской народной республики.
Эта же формула должна стать рабочей и для Украины.
Нам нужно перестать ориентироваться на капризы западных партнеров, а сделать акцент на нашей национальной специфике.
Патриотическое воспитание, как детей и молодежи, так и работающего класса и пенсионеров, должно быть топ-направлением в формировании информационной политики страны.
Вместо спекуляций и популизма, которые приводят к формированию негативного имиджа даже внутри страны, нужно повышать уровень любви к стране. Как в самой Украине, так и за её пределами.
Вячеслав Лысенко, собственник Укр-Китай Коммуникейшн, эксперт в украинско-китайских отношениях
Специально для УП
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.