Почему высшее образование больше не must have?
Украина подводит итоги вступительной кампании-2018 года.
В Министерстве образования и науки утверждают, что в этом году на 63% увеличилось количество поступивших на специальности, в которых "остро нуждается наша экономика".
Что же это за специальности? По каким критериям составлялся их список?
Ответа, к сожалению, нет.
Первый вице-премьер Степан Кубив признаётся: у правительства нет точной информации о сегодняшних потребностях в профессиях. Как нет и расчётов о том, какие специалисты будут востребованы экономикой через 10 лет.
Конечно, рынок постепенно "выравнивает" госзаказ. Сегодня рекордное количество заявлений подаётся на IT-специальности и программирование. Однако следом идут гуманитарии и юристы, которых, как говорят работодатели, уже переизбыток.
Из года в год чиновники и эксперты повторяют как мантру: нам нужно больше студентов-технарей, чтобы было с кем строить "новую экономику". Однако ни увеличением числа бюджетных мест, ни повышенной стипендией проблему не решить.
Чтобы место в вузе начало "работать" на экономику, его необходимо "встроить" в масштабную инновационную систему.
Как показывает опыт стран, лидирующих в рейтингах инноваций, наука делается в вузах, а работодатели-заказчики принимают непосредственное участие в формировании учебных программ.
Государство при этом отвечает за "целевую модель", задавая общие правила развития экономики. Вмешательство в сферу образования – минимальное.
Нам до этого далеко.
Сегодня (только сегодня!) Украина "мучительно" избавляется от постсоветского наследия в образовании.
Расширение автономии университетов, принцип "деньги идут за студентом", активное международное сотрудничество – важные, но не достаточные шаги на этом пути.
Догонять лидера в сегодняшнем динамичном мире – заведомо проигрышная стратегия. Пока мы стремимся "скопировать" лучшие практики зарубежных вузов, передовые страны сталкиваются с новыми вызовами и ищут на них нетривиальные ответы.
Поэтому первое, на что хотелось бы обратить внимание, – идеология нового украинского образования.
Реальность такова, что сегодня профессионал, который хочет быть конкурентоспособным, вынужден не раз менять сферу деятельности или, по крайней мере, осваивать новые компетенции.
Добавьте к этому высокую турбулентность периода реформ, и станет ясно, что мобильность и мультизадачность – вовсе не выдумки коучей.
Классификатор профессий в Украине до сих пор не замечает целый ряд новых специальностей. Что уж говорить о вузах, которые ещё инертней…
Между тем, в спросе, который меняется очень быстро, кроется немало возможностей.
Ещё с советских времен высшее образование воспринимается как must have. Под давлением родителей и общества шестнадцатилетние подростки идут учиться на экономистов и маркетологов, хотя на самом деле интересуются фотографией или вэб-дизайном.
Хорошая новость заключается в том, что для освоения новых специальностей не обязательно сразу поступать в университет.
В крупных городах Украины есть разнообразные курсы, которые за полгода-год дают максимум практических навыков. Конечно, искать следует школы и центры, уже хорошо зарекомендовавшие себя, а не конторы-однодневки.
Молодые люди могут сначала освоить прикладную специальность, которая сразу начнёт приносить доход, а затем – сделать или НЕ сделать осознанный выбор в пользу того или иного "классического" вуза.
Кстати, это же правило работает и для людей зрелого возраста. Сегодня существует масса возможностей превратить своё хобби в бизнес, получив дополнительные знания.
Умение делать что-то своими руками – по-прежнему в цене. И "цена" эта зачастую выше, чем у прозябания в офисе в роли третьего помощника младшего менеджера.
Здесь мы подходим к главному. Чтобы не бояться рисковать и продолжать учиться на протяжении всей жизни, нужны принципиально иные установки.
Эксперты по педагогике советуют переключиться на комбинацию "4К": критическое мышление, коммуникация (общение), коллаборация (сотрудничество) и креативность.
В финских школах, которые отказываются от отдельных предметов в пользу мультидисциплинарных тем, школьникам преподают коммуникативные навыки, помогают стать активными гражданами и отвечать за окружающую среду.
Как пишет израильский историк Юваль Ной Харари в новой книге "21 урок для ХХІ столетия", в условиях переизбытка информации детей нужно учить разбираться в уже имеющихся данных, отличать важное от неважного, а также составлять из разрозненных сведений целостную картину мира.
Хочется верить, что зубрежка конспектов скоро уйдёт в прошлое. А будущие выпускники смогут реализовать свои способности в Украине, вместо того, чтобы ехать в Польшу "на клубнику"…
Оксана Чепижко, специально для УП