Почему высшее образование больше не must have?

6206 просмотров
Воскресенье, 19 августа 2018, 09:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

Украина подводит итоги вступительной кампании-2018 года.

В Министерстве образования и науки утверждают, что в этом году на 63% увеличилось количество поступивших на специальности, в которых "остро нуждается наша экономика".

Что же это за специальности? По каким критериям составлялся их список?

Ответа, к сожалению, нет.

Первый вице-премьер Степан Кубив признаётся: у правительства нет точной информации о сегодняшних потребностях в профессиях. Как нет и расчётов о том, какие специалисты будут востребованы экономикой через 10 лет.

Конечно, рынок постепенно "выравнивает" госзаказ. Сегодня рекордное количество заявлений подаётся на IT-специальности и программирование. Однако следом идут гуманитарии и юристы, которых, как говорят работодатели, уже переизбыток.

Из года в год чиновники и эксперты повторяют как мантру: нам нужно больше студентов-технарей, чтобы было с кем строить "новую экономику". Однако ни увеличением числа бюджетных мест, ни повышенной стипендией проблему не решить.

Чтобы место в вузе начало "работать" на экономику, его необходимо "встроить" в масштабную инновационную систему.

Как показывает опыт стран, лидирующих в рейтингах инноваций, наука делается в вузах, а работодатели-заказчики принимают непосредственное участие в формировании учебных программ.

Государство при этом отвечает за "целевую модель", задавая общие правила развития экономики. Вмешательство в сферу образования – минимальное.

Нам до этого далеко.

Сегодня (только сегодня!) Украина "мучительно" избавляется от постсоветского наследия в образовании.

Расширение автономии университетов, принцип "деньги идут за студентом", активное международное сотрудничество – важные, но не достаточные шаги на этом пути.

Догонять лидера в сегодняшнем динамичном мире – заведомо проигрышная стратегия. Пока мы стремимся "скопировать" лучшие практики зарубежных вузов, передовые страны сталкиваются с новыми вызовами и ищут на них нетривиальные ответы.

Поэтому первое, на что хотелось бы обратить внимание, – идеология нового украинского образования.

Реальность такова, что сегодня профессионал, который хочет быть конкурентоспособным, вынужден не раз менять сферу деятельности или, по крайней мере, осваивать новые компетенции.

Добавьте к этому высокую турбулентность периода реформ, и станет ясно, что мобильность и мультизадачность – вовсе не выдумки коучей.

Классификатор профессий в Украине до сих пор не замечает целый ряд новых специальностей. Что уж говорить о вузах, которые ещё инертней…

Между тем, в спросе, который меняется очень быстро, кроется немало возможностей.

Ещё с советских времен высшее образование воспринимается как must have. Под давлением родителей и общества шестнадцатилетние подростки идут учиться на экономистов и маркетологов, хотя на самом деле интересуются фотографией или вэб-дизайном.

Хорошая новость заключается в том, что для освоения новых специальностей не обязательно сразу поступать в университет.

В крупных городах Украины есть разнообразные курсы, которые за полгода-год дают максимум практических навыков. Конечно, искать следует школы и центры, уже хорошо зарекомендовавшие себя, а не конторы-однодневки.

Молодые люди могут сначала освоить прикладную специальность, которая сразу начнёт приносить доход, а затем – сделать или НЕ сделать осознанный выбор в пользу того или иного "классического" вуза.

Кстати, это же правило работает и для людей зрелого возраста. Сегодня существует масса возможностей превратить своё хобби в бизнес, получив дополнительные знания.

Умение делать что-то своими руками – по-прежнему в цене. И "цена" эта зачастую выше, чем у прозябания в офисе в роли третьего помощника младшего менеджера.

Здесь мы подходим к главному. Чтобы не бояться рисковать и продолжать учиться на протяжении всей жизни, нужны принципиально иные установки.

Эксперты по педагогике советуют переключиться на комбинацию "4К": критическое мышление, коммуникация (общение), коллаборация (сотрудничество) и креативность.

В финских школах, которые отказываются от отдельных предметов в пользу мультидисциплинарных тем, школьникам преподают коммуникативные навыки, помогают стать активными гражданами и отвечать за окружающую среду.

Как пишет израильский историк Юваль Ной Харари в новой книге "21 урок для ХХІ столетия", в условиях переизбытка информации детей нужно учить разбираться в уже имеющихся данных, отличать важное от неважного, а также составлять из разрозненных сведений целостную картину мира.

Хочется верить, что зубрежка конспектов скоро уйдёт в прошлое. А будущие выпускники смогут реализовать свои способности в Украине, вместо того, чтобы ехать в Польшу "на клубнику"…

Оксана Чепижко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)