ГО на коротком поводке у государства: проиграют все

1308 просмотров
Пятница, 16 февраля 2018, 15:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

Усложненная отчётность с массой нелепых требований – универсальное средство контроля за малым бизнесом. А иногда – и повод для вымогательства.

Исправить ошибку "на месте" проще, чем всё переделать или заплатить штраф.

Все мы хорошо знаем: дело вовсе не в том, что предприниматель пытается "оптимизировать" налоги. Так, при молчаливом согласии государства, поступают как раз крупные бизнесмены, а не микробизнес. Мелкие предприниматели просто не понимают, чего от них хотят.

Недавно я общалась с переселенцами, которые смогли начать собственное дело на новом месте. Знаете, какая помощь нужна им больше всего? Консультации по регистрации и налоговому сопровождению бизнеса.

"У меня нет специального образования. Поэтому каждый месяц я боюсь сдавать отчёт: вдруг что не так, а в налоговой не помогут", – рассказала Виктория Хромова, которая открыла небольшое кафе в Житомире.

Казалось бы, ответ на запрос очевиден – упрощать, подсказывать и снова упрощать. Именно так было бы в любом европейском государстве, где средний класс считается опорой экономики. Но – не у нас.

У нас – вместо того, чтобы помочь предпринимателям, решили "заодно" усложнить жизнь общественным организациям. Схема та же, что и с бизнесом: расширенная отчетность о доходах.

Причем большинство требований попросту излишни – ГО и так предоставляют эти сведения. Тем не менее, если в отчете будут ошибки, организацию тут же лишат статуса неприбыльной и заставят заплатить все налоги за прошлый год.

О том, что не так с новыми требованиями к ГО, можно почитать, к примеру, здесь.

Поэтому, чтобы не повторяться, поделюсь своими "чисто человеческими" соображениями о тех рисках, которые заложены в новых правилах.

Первое. В случае с общественными организациями (и об этом говорит весь западный опыт) контроль может иметь одну цель – предотвратить отмывание денег и/или незаконное получение прибыли.

Между тем, такой контроль даёт эффект только тогда, когда в государстве работает закон. Тот самый, который "один для всех". В противном случае неизбежен вопрос: а не попадут ли "под пресс" неугодные?

Второе. Чем сложнее система, тем больше в ней багов. Даже если предположить, что авторы закона руководствовались самыми благородными целями, администрировать деятельность ГО "по-новому" – огромный объём работы.

Пока весь мир уверенно идёт к тому, чтобы уменьшить роль "человеческого фактора", мы создаем новые рабочие места для клерков, которые перекладывают бумаги с места на место. И ждут хотя бы шоколадку в качестве благодарности.

Третье. Как обычно, пострадают "самые маленькие". Другими словами, те, кто не имеют свободных средств на юристов и профессиональных бухгалтеров.

А ведь именно они, как правило, занимаются социально важными проектами, помогая таким же "маленьким" людям. Переселенцам, больным детям из малообеспеченных семей, одиноким пенсионерам…

Четвертое. На четвёртом году реформ они по-прежнему "калибруются" вручную. Волонтерство и гражданский активизм – украинский феномен, известный во всем мире. Тем не менее, ни государство, ни ГО до сих не пор имеют четких правил, по которым они могли бы сотрудничать.

Речь не о преференциях или льготах. Скорее – о некоем общественном договоре. Ведь, когда всем участникам ясно "зачем", горазд проще определиться с "как".

И, наконец, чисто психологический момент. Неравнодушные украинцы подставили плечо государству в самые тяжелые времена, взяв на себя часть его функций. Поэтому теперешнее желание власти ужесточить правила для ГО многими воспринимается как элементарная неблагодарность.

Выигравших в этой истории не будет.

Общественные организации начнут активней искать западных доноров – да, требования у них строгие, зато заранее известные и объективные.

Для государства это вновь обернётся потерянными возможностями. Там, где его союзниками могли бы стать креативные ребята из общественного сектора, за дело возьмутся чиновники.

С их привычными "постсовковыми" методами.

И, увы, предсказуемым результатом.

Оксана Чепижко, предприниматель, исполнительный директор "Ассоциации защиты банков", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)