Записки либертарианца. Кодекс этики публичных служащих
№ 7b. Кодекс этики и стандарт профессионального поведения публичных служащих
В предыдущей части записки были определены сферы компетенции испольнительной ветви власти, порядок ее формирования, особенности принятия решений.
В этой части остановимся на вопросах ответственности сотрудников исполнительной власти, и на этой основе построим более общую концепцию кодекса этики и стандартов профессионального поведения лиц, находящихся на публичной службе.
Суть профессиональной этики заключается в том, что раз уж работодатель вас нанял и платит вам деньги, то вы должны работать в его интересах в рамках оговоренных должностных обязанностей и в течение оговоренного рабочего времени, не использовать служебные ресурсы, рабочее время, служебный доступ к информации в личных целях, а также не извлекать личной выгоды из занимаемой должности.
Это в полной мере применимо к любым публичным служащим. Они наняты гражданами и получают зарплату из денег налогоплательщиков.
Существует множество кодексов профессиональной этики, принятых в корпорациях и общественных организациях. Вот, например, Кодекс Института CFA, который определяет стандарты этики инвестиционных менеджеров.
Здесь есть хорошая аналогия с публичной службой – инвестиционные менеджеры получают мандат на управление деньгами других лиц, а чиновники – на управление государством, что является совместной собственностью граждан.
Исходя из этого, было бы верным конституционно закрепить такую формулировку Кодекса этики публичных служащих:
Публичные служащие обязаны
Вести себя честно, порядочно и относиться справедливо ко всем гражданам и обществу в целом.
Осуществлять полное, правдивое и своевременное раскрытие информации о своей собственной деятельности и деятельности органов государственной власти.
Ставить интересы граждан и общества выше интересов государства и своих собственных интересов.
Воздерживаться от использования служебного положения, должностных полномочий или доступа к служебной информации для получения выгоды для себя или связанных лиц.
Требовать соблюдения Кодекса этики от других публичных служащих и повышать доверие общества к институтам государственной власти.
Вряд ли кто-либо будет оспаривать вышеприведенные положения. Но дьявол кроется в деталях.
Поэтому необходимо конкретизировать применение этих положений в Стандартах профессионального поведения, которые могут быть приложением к Конституции, и предусмотреть ответственность за их нарушение.
Стандарт 1 – следование законодательству.
Здесь необходимо выделить такие пункты:
Неукоснительное следование законодательству, а также законным распоряжениям прямых начальников. При наличии возможности неоднозначной или субъективной трактовки таковых следует выбирать такую трактовку, которая налагает наибольшие ограничения на самих публичных служащих и наименьшие ограничения на граждан.
Препятствование нарушению законодательства другими публичными служащими, обязательное раскрытие информации об известных нарушениях, категорический запрет на "защиту чести мундира" и "не выносить сор из избы".
Запрет на исполнение распоряжений, явно нарушающих законодательство, а также и законов, явно нарушающих Конституцию.
Стандарт 2 – этичность, независимость и объективность, что заключается в следующем:
Запрет на нечестность, обман, шантаж, мошенничество.
Запрет при исполнении должностных полномочий на дезинформацию или сокрытие значимой информации, в том числе под видом "информации для служебного пользования" или "государственной тайны", а также на использование непубличной информации в личных целях или передача ее связанным лицам (родственникам и т.п.).
Ограничение получения подарков и приобретения иных выгод (в том числе, званий, степеней, наград), которые могут поставить под сомнение независимость и объективность.
Запрет на незаконное обогащение, а именно – все активы публичных служащих должны быть задекларированы, а любое изменение их размера объясняться, в том числе все доходы, прирост активов, существенные статьи расходов.
Стандарт 3 – обязанности перед гражданами, как своими клиентами и своим конечным работодателем, включают:
Четкое понимание того, что законные права и интересы граждан, лиц без гражданства и юридических лиц имеют приоритет над интересами государства, его органов или отдельных публичных служащих.
Справедливое и равное отношение ко всем лицам, запрет на предоставление кому-либо из них преимуществ или наложение на кого-либо из них ограничений, не предусмотренных законодательством.
Учет индивидуальной ситуации, особенностей и пожеланий при рассмотрении вопросов, при условии соблюдении законодательства и предыдущего пункта.
Прямые, четкие, изложенные простым и понятным языком ответы на вопросы и обращения граждан, запрет на канцеляризм, отписки и "отфутболивание".
Сохранение конфиденциальности информации о гражданах, их проблемах, сути их обращений и т.п., за исключением случаев, когда закон предусматривает раскрытие такой информации.
Стандарт 4 – обязанности перед государством, как своим непосредственным работодателем, включают:
Использование своих знаний, умений и навыков, опыта и компетенций в полной мере на благо конечного работодателя, т.е. граждан.
Запрет на совмещение своей работы с другой оплачиваемой работой, кроме явно разрешенных законов случаев, без письменного разрешения начальства – и полный запрет даже с таким разрешением на совмещение, если это наносит вред работе в публичном органе власти или создает конфликт интересов.
Использование рабочего времени, служебного имущества, предоставленных полномочий и доступа к информации исключительно в рабочих целях, а также рациональное и бережное отношение к этим ресурсам, полный запрет на злоупотребление ими.
Ответственность за действия своих прямых подчиненных при исполнении должностных полномочий, в т.ч. за соблюдение ими Кодекса этики и данных Стандартов.
Стандарт 5 – конфликт интересов, для избегания и ограничения чего требуется:
Полное, правдивое и своевременное раскрытие действительного или потенциального конфликта интересов, причем такое раскрытие должно быть сделано простым и понятным языком, без уверток или "замыливания".
При рассмотрении вопросов, которые затрагивают интересы связанных лиц, публичные служащие должны обязательно письменно уведомить об этом свое руководство и просить о передаче данного вопроса на рассмотрение иным служащим.
При получении любого подарка, вознаграждения или иной выгоды, которая не запрещена законом и превышает определенный уровень (например, необлагаемый минимум), публичный служащий должен письменно уведомить об этом руководство.
Полное содействие расследованиям нарушений Кодекса этики и данных Стандартов, как в отношении себя, так и в отношении других публичных служащих.
Ни один публичный служащий не может приступить к исполнению должностных полномочий, не подписав письменное обязательство выполнять данный Кодекс и Стандарты.
Любые известные нарушения должны раскрываться в письменной форме уполномоченному органу. Каждый год все публичные служащие должны письменно свидетельствовать об отсутствии нарушений, либо сообщать о нарушении и причинах, по которым оно не было своевременно раскрыто.
Ответственность за нарушение данного Кодекса этики и Стандартов профессионального поведения – в диапазоне от предупреждения и выговора до увольнения с запретом на занятие должностей в течение определенного срока.
Расследование нарушений Кодекса этики и определение меры ответственности должно осуществляться не руководством конкретного публичного служащего, а особой комиссией, либо полностью независимой от государства либо имеющей достаточное количество независимых членов.
Разумеется, попытки использовать такие комиссии для внутренних интриг и сведения счетов без достаточных оснований должны сами по себе рассматриваться как нарушение Кодекса этики и караться по закону.
Валентин Хохлов, специально для УП