Удар в спину, или "Квалифицировано-тендерный маразм"
Если, к примеру, на тендерной электронной площадке "Смарт-тендер biz" ознакомиться с запросом на коммерческое предложение предприятий концерна "Укроборонпром" на поставку товара или выполнение услуг, сразу бросается в глаза требование: в случае определения Участника победителем торгов, Поставщику необходимо будет пройти процедуру "квалификации поставщика".
Но пройти эту процедуру – все равно, что отправиться в путешествие без пункта назначения.
Старт к заветной цели – стать "квалифицированным поставщиком" в Укроборонпроме и попасть в так называемый элитный клуб – начинается с предоставлением необходимого перечня документов.
Собрать их ещё не вся история. Необходимо, чтобы представители предприятия, входящего в состав Укроборонпрома – к примеру, ПАТ "Завод "МАЯК", или ПАТ "Киевский завод "РАДАР" и сотни других предприятий – смогли обосновать свое решение сотрудничать с "неквалифицированным" юрлицом или предпринимателем.
Ходить, кланяться и доказать, что "квалифицированные поставщики" услуг по каким-то своим причинам не смогли оперативно отремонтировать сложную электронную систему обрабатывающего центра или лазерного комплекса, на котором необходимо изготавливать комплектующие, и сорвали сроки поставки, которые давно уже прошли.
Уже пробовали, не получается. Одно дело предполагать, а другое – располагать и получить положительный результат.
Некоторые отделы Укроборонпрома живут своей жизнью, абсолютно оторванной от реальной, в своём собственном изобретённом законодательном поле. Там, как ни странно, царит культ прошлого полувековой давности.
Они живут и беспрекословно действуют по написанной по некомпетентности или с определенной целью регламентирующей инструкции, в ущерб оперативному выполнению производственной программы. И по устаревшим принципам требуют:
– заявления для присвоения "квалификации",
– финансовый отчет из статуправления за последний период, где зачем-то надо указать оборотные и необоротные активы, данные о количестве работников, специалистов,
– наличие основных и неосновных фондов,
– квитанции,
– и так далее.
На обработку и проверку этих данных уходят недели и месяцы. И при малейшей нестыковке или своему особому мнению – предприятию или предпринимателю отказывается в присвоении "квалифицированного" поставщика".
Как будто нет войны и особых обстоятельств в государстве.
Неужели частному предприятию, располагающему высококлассными специалистами, или предпринимателю-профессионалу в своём деле не хуже, а в по некоторым направлением и лучше, чем в штате "квалифицированных", готовых совместно что-то сделать для экономики, защиты Родины – надо этим заниматься и собирать бумаги, в которых никогда не бывает зеркального отражения настоящей жизни?
И при этом полагаться на снисхождение и милость чиновников, которые, похоже, никогда реально не работали в производстве, бизнесе и не знают, что налоговая и другие фискальные службы вдоль и поперёк контролируют и проверяют подведомственные им предприятия?
А все данные о финансовой отчётности, задолженности любого юрлица или предпринимателя можно через интернет посмотреть в базе данных налоговых, статистических служб, Пенсионном фонде?
А если в "Укроборонпроме" после процедур, наконец, соизволят присвоить статус "квалифицированного поставщика" – то в усеченном виде, в границах Заказчика или в пределах договора. А для предоставления услуг на других предприятиях Укроборонпрома – надо снова писать заявку, предоставлять тот же ненужный никому "фінансовый звіт".
А если ты "неквалифицирован", предоставление услуг ограничено суммой в пятьдесят тысяч гривен.
И это невзирая на то, что на многих предприятиях Укроборонпрома стоят и ржавеют станки, краны, компрессоры, танки, самолеты и другая техника – по причине катастрофической нехватки электронщиков, программистов, гидравликов, слесарей, инженеров.
В итоге, в комплексе с другими причинами, наш Оборонно – Промышленный – Комплекс, при всем внешнем пиаре, не в состоянии оперативно обеспечить потребности Вооружённых сил Украины в высокотехнологическом вооружении.
Причем весь этот сценарий задействован вопреки законодательству, где абсолютно не предусмотрены подобные процедуры. Согласно статье закона, предприятия имеет право заключать договора на выполнения работ, услуг у себя на объектах напрямую с исполнителями, без консультаций и согласований и выполнения дополнительных инструкций чиновников из Укроборонпрома.
На каком основании действует дискриминация по отношению к так называемым "неквалифицированным" поставщикам Укроборонпрома? Они действительно считают, что ограниченным контингентом "квалифицированных поставщиков" можно вытащить Укроборонпром и экономику на должный уровень?..
Когда человек по воле случая занимается не своим делом, это может насмешить – но и может привести к непоправимым последствиям.
Великие полководцы, в частности Наполеон, выше всего ценили оперативность и время, понимая, что они – ключ к экономическим и военным победам. Известны высказывания Наполеона:
"Потеря времени в войне непоправима";
"Стратегия – это искусство пользоваться временем и пространством. Я больше ценю первое, нежели второе: пространство мы можем наверстать, время – никогда".
Мы катастрофически бездарно теряли и теряем время. Мы не используем опыт и отсекаем многих талантливых специалистов от решения тех вопросов, которые сложно и непросто решаются. Совместно можно бы было добиваться гораздо большего эффекта, чем тот, который мы имеем сейчас.
И эти потери никто не контролирует, не отслеживает и не получает нужной информации, демонстрируя отсутствие гибкости даже в элементарных ситуациях. Какое уж тут оперативное искусство?
Возьмём, к примеру, стандартную ситуацию на любом предприятии Укроборонпрома. Вышел из строя фрезерный станок или гидравлический пресс. Сидят люди и ждут, неделями, месяцами – пару подшипников или бочку индустриального масла, необходимых для запуска оборудования, которые можно приобрести максимум за пару дней.
В каком государстве в мирное время можно увидеть, что по месяцу простаивает станок из-за отсутствия масла, или другой мелочи? А у нас сколько угодно.
Но купить никто не имеет права, пока не будет проведён тендер. А для этого надо:
– подать заявку на электронную площадку,
– получить информацию от поставщиков:
– провести тендер,
– составить протокол,
– и так далее по кругу.
И в большинстве случае тендер все равно выигрывает не тот, у кого товар лучше – а тот, у кого он дешевле.
Инструкции, постановления превратили все предприятия в заядлых участников тендеров по копеечным делам. Потери времени для ремонта – колоссальные.
В дальнейшем выясняется, что надо ещё фрезу, эмульсию – и снова тендер, тендер...
Хотя средств, чтобы купить комплектующие для ремонта, оснастку, инструмент – с гулькин нос. А потери непоправимы.
На тендер выставляются даже покупка блока туалетной бумаги, несколько пачек бумаги формата А4.
В итоге производство "буксует", словно колеса машины в песке.
Кстати, те, кто догматически скопировали на западе тендерную шаблон-схему, не обратили внимания, что там все-таки на тендерах подобные мелочи, как бочка масла или болты М8 – не фигурируют, и нижней тендерной отметкой является суммы в сто тысяч евро и выше.
Между прочим, при выходе из строя колеса или шаровой опоры в личной или служебной машине высокие чиновники, как правительства, так и Укроборонпрома никогда не проводят тендеров – они сразу покупают нужные запчасти, едут на СТО, кстати, без статуса "квалицированного", и устраняют неисправность. При этом заплатив больше, чем предприятие, проводившее тендер на закупку пары подшипников.
Я считаю, что до суммы в сто, а может, и двести тысяч гривен, не следует связывать предприятия по рукам и ногам тендерным маразмом, который сковывает производственный процесс и дезорганизовывает людей.
Иногда случаются удивительно-маразматические ситуации, которых, вопреки простейшей логике, не должно быть.
Недавно на одном из предприятий Укроборонпрома на обрабатывающем центре, оснащённом электронными системами фирмы SIEMENS, вышел из строя силовой модуль. Кроме немецкой фирмы, никто его больше не производит.
Здравый смысл говорит: модуль надо покупать напрямую у производителя безо всяких волокит.
Но нет – это невозможно, существует инструкция: "необходима альтернатива".
Чтобы создать видимость альтернативы, приходится искать и уговаривать разные фирмы, чтобы те дали коммерческие предложения на сумму выше предлагаемой фирмой SIEMENS. А это значит – простои, убытки, срывы и соответствующая мораль.
Производство, экономика стала заложником неразумной системы. Но, что поделаешь – "инструкцию надо соблюдать!"
Это удар в спину обороноспособности и экономике Украины. И наносит его, вольно или невольно, сам Укроборонпром.
Михаил Шепель, директор ПП "Станкоремналадка", специально для УП
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.