Чертов Трамп
У меня давно была запланирована длинная поездка в Америку; и так совпало, что она пришлась на выборы. Я стала свидетелем впечатляющих событий в режиме реального времени: увидела Америку удивленную, напуганную, неуверенную, но гораздо более искреннюю. Будто бы прорвалась какая-то плотина – и люди начали вслух говорить то, о чем раньше думали, но никогда не озвучивали.
Я люблю Америку и очень сопереживаю людям там. Прекрасно знаю это противное чувство, когда на выборах побеждает не просто человек, с которым у тебя разные взгляды, – но человек, который вообще против всех твоих взглядов и ценностей.
Тем не менее, я верю, что американский народ сможет это все пережить. И станет от этого только сильней.
Мне очень хотелось поделиться впечатлениями, несколько раз я садилась, писала, потом смотрела новости – и понимала, что написанное уже неактуально.
А главное – я не могла сформулировать что-то, что выходило бы за рамки наблюдательного повествования и позволяло хоть немного понять: чего нам ждать и к чему готовиться? Абсолютная неопределённость, каждый день происходит что-то новое, что перечёркивает все ранее понятное.
Тем не менее, уже можно выделить несколько моментов, которые начали вырисовываться с большей ясностью.
* * *
Первый и основной вопрос, который волнует почти всех, – станет ли Дональд Трамп после инаугурации вести себя более предсказуемо и уравновешенно? Или он так же, как и во время кампании, будет переходить на личности, делать неполиткорректные замечания и ругаться со всеми в Твиттере с трех до пяти утра?
Сегодняшние события не убеждают в том, что Дональд Трамп существенно изменит манеру поведения, заняв должность президента США. Он будет тем же Дональдом Трампом, к которому мы привыкли за время кампании.
Это очень необычно и тревожно.
То, что он не считает необходимым менять свой стиль, отлично видно по его реакции на инцидент с вице-президентом Майком Пенсом на мюзикле "Гамильтон". Зал встретил Пенса американским "бууу", а один из актеров зачитал ему со сцены политическое послание с призывом представлять всех американцев без исключения. Сам Майк Пенс отреагировал на это весьма традиционно: с достоинством и уважением он заверил всех американцев, что Дональд Трамп будет президентом для всех, и призвал всех посетить этот замечательный мюзикл.
Дональд Трамп тем временем описал свое отношение в нескольких твитах: что это все несправедливо, актеры мюзикла должны извиниться, а через пару часов – что мюзикл вообще переоценен.
Хорошие новости состоят в том, что Трамп явно не фанатик: он любит себя, свой комфорт, и вряд ли будет рисковать своим личным удобством и безопасностью.
* * *
Следующий вопрос: означает ли победа Дональда Трампа переход власти от демократов к республиканцам – или это что-то совсем иное по своей сути и природе?
В поисках почвы под ногами очень хочется думать, что все произошедшее – не более чем привычный переход власти. Выборы выиграл Дональд Трамп, а работать всё будет в рамках привычных институтов.
С учетом позиции Дональда Трампа по Украине и его озвученному желанию дружить с Путиным, нам ничего не остается, как надеяться на институты. Тем не менее, никаких гарантий или даже устойчивых знаков пока нет.
У них есть сила институтов – а у него есть сила слова. А для международной политики слово президента США может иметь не меньшие последствия, чем законы, принимаемые Конгрессом.
Республиканцы могут контролировать Конгресс и Сенат – но они не могут контролировать риторику Дональда Трампа. Мало того, им будет очень и очень сложно с ним спорить.
Я убеждена, что Трамп не сможет и не захочет встроиться в те узкие рамки, которые ему предложит республиканский истеблишмент. Зачем ему это делать? Он выиграл выборы! И убежден в том, что он выиграл их именно потому, что он был прав, а они все не правы, и он их не слушал.
Вероятно, вначале будет некое сотрудничество, и они смогут провести те решения во внутренней политике, по которым их позиции совпадают: снижение налогов, возможно, какие-то изменения в "обамакэйр".
Тем не менее, на долгую и устойчивую кооперацию вряд ли стоит рассчитывать. Скорей всего, все закончится открытым конфликтом с весьма непредсказуемыми результатами.
* * *
Ну, и еще один вопрос: стоит ли принимать всерьез его заявления о Путине?
Как изящно заметил кто-то из комментаторов, Трамп выиграл потому, что сторонники воспринимали то, что он говорит, – серьезно, но не буквально, а противники воспринимали его буквально – но не серьезно.
Убеждена, что Украине необходимо воспринимать все, что говорит Дональд Трамп о России и Украине – и буквально, и очень серьезно.
Американское общество достаточно мало разбирается в международных вопросах, мало ими интересуются, и их политики тоже. Даже если дружба с Путиным им в целом не по душе, это совершенно не означает, что все кинутся ломать из-за этого копья.
Кроме того, идея про "сильного мужика Путина", с которым надо дружить и вместе бороться с терроризмом – каким-то образом овладела массами.
К моему великому удивлению, я слышала это как от республиканцев, так и от демократов. Я пару раз слышала эту мысль от таксистов, которые буквально рыдали по поводу победы Трампа – и, тем не менее, говорили что-то типа: "Путин – сильный лидер, зачем с ним ссориться, почему мы должны вмешиваться в отношения между Россией и Европой и тратить на это деньги…"
Трамп чувствует настроения людей. Вполне возможно, что именно поэтому он занял именно такую позицию. Это сильно противоречит традиционной американской доктрине и всему тому, к чему мы привыкли.
Но, с другой стороны, после избрания Трампа президентом – какие еще доказательства нужны, чтобы понять, что Америка может быть для нас непривычной и непредсказуемой?
* * *
Мы должны не заниматься самоуспокоением – а готовиться к тяжелым временам. Рассчитывать на себя и на свои силы.
Поддержка Америки может закончиться, то же самое может произойти и с поддержкой от Европы.
Мы не имеем права терять ни единой секунды времени и ни одной из тех возможностей, которые перед нами пока есть.
Мария Гайдар, специально для УП