Почему НАБУ нужен инструмент прослушки

2652 просмотра
Четверг, 18 августа 2016, 11:22
Анастасия РингисAnastasiya Ringis
журналистка

Каждый третий народный депутат периодически рассказывает на телеэфирах, что его телефоны незаконно прослушиваются, а генеральный прокурор декларирует свою непримиримую позицию, заявляя о недопустимости нарушения прав граждан на частную жизнь.

Человеку, не имеющему отношение к правоохранительной тематике, пожалуй, не просто разобраться в том, где здесь откровенные манипуляции, где добровольные заблуждения, а где, собственно говоря, и общественный интерес, в том числе и интерес и этого самого человека. 

С одной стороны, "прослушка" является одним из эффективных и необходимых инструментов в борьбе с коррупцией, организованной преступностью и терроризмом.

С другой – она, так или иначе, ограничивает права человека и может быть применена не для противодействия криминалу, т.е. не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц, политических партий или олигархических групп. 

Для простоты понимания "прослушку" можно сравнить с острым хирургическим скальпелем.

Как скальпель используется хирургом для оперативного лечения больного, так и "прослушка" оперативником или детективом для борьбы с преступностью. Нередко именно ее результаты являются решающими в доказывании вины лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, особенно в делах, связанных со взяточничеством и коррупцией.

При этом, как прикосновение к скальпелю грязными руками несет серьезные риски для больного, так и использование "прослушки" не в интересах народа приводит к крайне негативным последствиям. Одним из них является тотальное недоверие к правоохранительным органам.  

На Западе, где большинство доверяет правоохранительной системе, дилемма "прослушки" в значительной мере сводится к дискуссии о вмешательстве в частную жизнь.

Вместе с тем, наблюдается прямая зависимость между гибкостью использования этого инструмента и серьезностью угроз со стороны преступных и террористических организаций.

Например, в США историю этого вопроса можно разделить на два периода: до терактов 11 сентября 2001 года и после них.

Именно трагические события 2001-го дали возможность Соединенным Штатам осознать весьма ограниченные возможности своих правоохранительных, разведывательных и контрразведывательных структур, в том числе в сфере "прослушки".

Сразу же после сентябрьских терактов был незамедлительно принят целый ряд законодательных актов по расширению таких возможностей.

В отличие от наших правоохранительных органов скорость реакции американского ФБР мгновенная.

Если украинским оперативникам нужно минимум 5 дней на получение санкции суда для проведения оперативно-технических мероприятий, то в США эта процедура занимает считанные минуты. Агент ФБР попросту не может себе позволить долго ходить с бумагами от прокурора к судье, а от судьи в орган проведения таких мероприятий, как вынуждены это сегодня делать детективы НАБУ.

При этом "слушают" в США всех и вся, если есть информация о причастности к противоправной деятельности или угрозе безопасности граждан. Многие такие мероприятия на этапах досудебного следствия и судебного разбирательства проводятся даже в обход санкции суда.

Почему?

Да потому что борьба с преступностью там – не политическая декларация и "прослушка" рассматривается, прежде всего, как обязательный и необходимый инструмент для эффективного противодействия преступности. 

У нас же все с точностью наоборот.

На "прослушку" нередко смотрят, как на средство для сбора политического компромата, публично манипулируя общественным мнением и заявляя о необходимости ограничения ее использования под предлогом защиты прав человека.

Но действительно ли вопрос в соблюдении прав рядовых граждан, т.е. наших с вами прав?

Старожилы МВД вспоминают, как в 2005 году, президент Ющенко своим указом "передал" большинство оперативно-технических возможностей МВД  в подчинение СБУ.

Формально гарант Конституции, вероятно, хотел защитить права граждан от милицейского произвола, обосновывая свое решение вполне справедливым недоверием общества к бывшей милиции.

Но для оперативников этот шаг  главы государства означал то же самое, что значил бы для хирурга приказ министерства охраны здоровья о запрете проведения операций с использованием скальпеля, лапароскопа или иных необходимых инструментов.

Разница между двумя примерами лишь в том, что в ситуации с хирургом для общества была бы понятна абсурдность такого решения. Что же касается милиции, то для непосвященного человека отнюдь не была очевидна связь между президентским указом и последующей невозможностью для оперативных подразделений выполнять свои функции.

 Было ли это добровольное заблуждение Ющенко или вполне осознанный его шаг?

С тех пор прошло 11 лет. Под давлением Запада и общественности в системе правоохранительных координат появилась новая структура - НАБУ, которая уже не первый месяц настойчиво просит у парламента и президента дать им свой "скальпель" для эффективной борьбы с коррупцией.

В наших реалиях подобная просьба для политической "элиты" звучит сродни приглашению на допрос, при этом не в качестве свидетеля. Даже в условиях нереформированной судебной системы, НАБУ, имея собственную "прослушку", вполне может гарантировать нашей "элите" безрадостные перспективы.

С одной стороны для власти важно сохранить лицо перед Западом, с другой не дать НАБУ "скальпель".

Для решения этой деликатной задачи необходимо либо убедить руководство Бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры в лояльности к первым лицам страны, либо дискредитировать НАБУ вместе с САП в глазах Запада и общественности.

Данные опции не являются исчерпывающими, но, судя по всему, взяты за основу.

Обыски в НАБУ, гневные и изобличительные речи провластных политиков в отношении молодых антикоррупционеров в СМИ косвенно свидетельствуют, о том, что добиться лояльности к власти пока что не получается. 

В нынешних реалиях дилемму "прослушки" можно аккуратно разложить на две чаши весов.

На одной будет острая потребность в эффективной борьбе с зашкаливающей преступностью.

На другой – права человека, в том числе, и в первую очередь тех людей, которые ежедневно обворовывают свою страну.

Ведь вряд ли таксист, продавец на рынке, ЧП-шник или школьная учительница сильно переживают по поводу "прослушки", как, собственно говоря, не очень переживаю об этом и я. Скрывать особо нечего.

Основное беспокойство, как правило, появляется у тех, кому есть, за что волноваться и они, предположу, составляют меньшинство в этой стране.

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)