Новое климатическое соглашение: подписывать или торговаться?
22 апреля 2016 года, в день Земли, в Нью-Йорке откроется официальная церемония подписания нового климатического договора – Парижского соглашения.
Ожидается, что этот день войдет в историю по наибольшему количеству стран, которые подпишут международное соглашение в один день – планируется участие лидеров и представителей более чем 155 стран.
Существовали определенные опасения, что горе-бюрократы могли поставить на паузу подписание Украиной этого важного международного документа.
Чиновники, неспособные даже просто потратить деньги, предоставленные на модернизацию страны в рамках Киотских квот, писали кучу отговорок с целью отложить подписание договора и выторговать дополнительные преференции.
Но на своем первом заседании Кабинета министров правительство Украины дало зеленый свет для подписания этого соглашения нашей делегацией.
Теперь дело за президентом и его официальными представителями – поставить свою подпись под соглашением в символичный день – День Земли 22 апреля 2016 года.
Какими могут быть последствия этого подписания для Украины.
Парижское соглашение на смену Киотского
Реализация Парижского соглашения по изменению климата – это вызов для всего человечества. Для достижения поставленной цели – недопущения роста глобальной температуры на уровне превышающий 1,5-2С, нужно принять ряд сложных политических и экономических решений.
Нет ни одной страны в мире, для которой выполнение этой задачи видится легким. На данный момент, по информации СМИ, членов делегаций других стран и Секретариата Рамочной конвенции ООН по смене климата, более чем 155 стран собираются подписать Парижское соглашение 22 апреля 2016 года.
О своем нежелании подписать Парижское соглашение говорят только такие страны как Северная Корея, Иран, Афганистан. Таким образом, не подписав Парижское Соглашение для мирового сообщества, Украина могла ассоциироваться с этими тремя странами, а также попасть в заголовки мировых новостей как страна, которая не хочет прилагать усилия к борьбе с одной из самых серьезных проблем человечества – изменением климата.
На фоне коррупционных и оффшорных скандалов это мог быть еще один удар по международной репутации нашей страны.
Для Украины реализация Парижского соглашения – это также огромный вызов.
В ситуации военного конфликта на Востоке, экономического спада и снижения социальных стандартов жизни, глобальное изменение климата для большинства политиков не выглядит даже как второстепенный приоритет.
При этом, негативные проявления от изменения климата уже ощущаются в Украине и будущие прогнозы – затопление прибрежных территорий на юге страны, высыхание рек, под угрозой сельское хозяйство, возможно и переселение сотен миллионов людей по миру.
Украинцы были вынуждены уже дважды покидать свои дома.
Первый раз после аварии на ЧАЭС, второй раз – из-за военного конфликта на востоке страны и оккупации. Хочется надеяться, что украинцам не придется покидать свои дома из-за глобальных изменений климата или наоборот – принимать "климатических беженцев".
Что же такое политика сокращения выбросов парниковых газов и что требуется от Украины?
Для Украины реализация климатоохранных действий – это не дополнительные меры, а первоочередные действия, учитывая чрезвычайно высокую степень износа и моральную устарелость отечественной инфраструктуры. Также это чрезвычайно высокий уровень энергоемкости экономики, неудовлетворяющий уровень экологической безопасности.
Украине следует использовать большие возможности Парижского соглашения (финансовые, технологические, интеллектуальные и т.д.), чтобы не только модернизировать свою экономику, но и стать на путь низкоуглеродного развития.
Ведь соглашение имеет целью мобилизовать до 2025 года минимум 100 млрд долларов США. Климатоохранные действия должны привести к ускорению экономического роста, развития отечественных инновационных технологий, уменьшению зависимости от импорта энергоресурсов и от колебания мировых цен на энергетические ресурсы, уменьшению расходов населения на отопление и увеличение количества рабочих мест.
Это, в первую очередь, меры по повышению энергоэффективности и энергосбережения во всех сферах экономики и постепенный переход на возобновляемую энергетику. Это означает повышение экономической и энергетической безопасности страны. Ведь будут использоваться местные возобновляемые энергоресурсы, и плата за них будет оставаться в Украине.
По расчетам Института экономики и прогнозирования НАН Украины, наша страна имеет огромный потенциал для реализации политики низкоуглеродистого развития. Но для этого необходимо создать условия для привлечения в экономику Украины как внутренних, так и иностранных инвестиций в объеме 75-100 млрд евро.
Для этого нужно создать, так называемый рынок низкоуглеродных технологий.
Объем может быть существенно уменьшен, если будут разрабатываться отечественные эффективные и инновационные технологии и услуги. Ученые уверены, что такие инвестиции являются экономически обоснованными. Срок их окупаемости может составлять от одного до нескольких десятилетий, что является приемлемым и интересным для инвесторов.
Мы уже начали двигаться в этом направлении. У нас есть цели сокращения общего энергопотребления на 9% и увеличения доли возобновляемой энергетики до 11% к 2020 году.
Концепция энергетической стратегии Украины до 2035 года ставит приоритетом мероприятия по энергоэффективности, а также предусматривает рост доли возобновляемой энергетики.
Кроме того, в соответствии с положениями Парижского соглашения, развитые страны предоставляют финансовую и техническую помощь странам, которые развиваются. Страны самостоятельно, на национальном уровне определяют, будут ли они предоставлять такую помощь и если будут, то в каком объёме.
Таким образом, опасения скептиков, что Украину при нынешнем уровне благосостояния населения могут заставить предоставлять помощь более бедным странам являются необоснованными.
Подписывать или откладывать подписание?
На сегодняшний момент ни одна из стран не может изменить положения Парижского соглашения. Текст соглашения принимался в Париже в декабре 2015 года, а после того как текст был окончательно утвержден, внесение изменений не предусмотрено.
Напомню, что украинская делегация не высказала возражений против текста соглашения на основании четкого указания бывшего Премьер-министра Арсения Яценюка. Желание включиться в процесс торгов более выгодных для себя позиций, не даст результата, так как юридически и технически это не возможно. А также, это создаст негативный прецедент.
Только от профессиональных и решительных действий правительства будет ясно, на какой объем финансовой, технической и экспертной помощи в рамках Парижского соглашения сможет рассчитывать Украина.
Очевидным является тот факт, что, не подписав Парижское соглашение, Украина гарантированно не смогла бы претендовать на любую помощь в рамках этого соглашения.
Кроме того, если мы не присоединимся к этому соглашению, мы можем потерять возможность претендовать на подобную помощь также с других источников. Поскольку такие международные институции как Мировой Банк, EBRD, USAID, ПРООН и другие, скорее всего, будут менее охотно предоставлять Украине помощь в развитии низкоуглеродных стратегий, проектов, в которых так нуждаются все отрасли страны – от сельского хозяйства до промышленности и ЖКХ.
Национальные планы по сокращению выбросов (INDCs), которые подала Украина, на сегодняшний день не являются амбициозными, и ни в коем случае не смогут оказать существенное влияние на какие-либо отрасли экономики Украины.
В соглашении отсутствует наказание за невыполнение данных обязательств. Каждая страна сама определяет количество сокращаемых выбросов, и как она будет достигать этого.
Таким образом, аргумент о том, что мы должны отложить подписание соглашения для того, чтобы пересмотреть INDCs, является необоснованным, поскольку все страны и так будут их пересматривать перед 2020 годом. И мы это должны обязательно сделать, так как неамбициозность и необоснованость наших целей по сокращению выбросов парниковых газов может стать причиной (барьером) для привлечения так необходимых инвестиций в рамках Парижского соглашения.
Представители ответственных министерств должны понимать, что в случае неподписания Парижского соглашения, на Украину будет гарантированно оказано сильное давления со стороны Европейского Союза и США. Они подпишут данное соглашение 22 апреля 2016 года и будут ожидать от остальных стран, с которыми они сотрудничают, того же.
Украина не сможет предоставить веских аргументов, почему она не подписывает Парижское соглашение и только под давлением своих ключевых партнеров, скорее всего, подпишет его.
Таким образом, выглядит нелогичным становиться изгоем в глазах мирового сообщества, которое очень обеспокоенно проблемой изменения климата, а также вызывать негодования своих западных партнеров, когда, в конечном итоге соглашение все же будет подписано Украиной.
Единственно правильный выбор
Сегодня перед Украиной стоит единственный выбор – стать стороной Парижского соглашения (против текста которого Украина официально никогда не возражала) или нет.
На мой взгляд, Украине необходимо подписывать Парижское соглашения и это стоит делать именно 22 апреля 2016 года, когда это сделает весь цивилизованный мир.
Соглашение вступит в силу с Украиной или без нее. Все развитые страны будут принимать участие в этом соглашение. Украина не сможет, стремясь стать членом ЕС, не подписать этого соглашения.
Если по каким-то причинам Украина откажется это сделать или будет тянуть с подписанием, то это негативно скажется на ее имидже, экологические неправительственные организации будут муссировать этот негативный факт в СМИ, правительства других стран будут давить на Украину и придётся искать виноватых, но результатом в любом случае будет подписание этого соглашения.
Для того, что бы мы сполна воспользовались всеми преимуществами данного соглашения нужно проделать огромную работу координировать разные министерства, привлекать бизнес, экспертов и гражданское общество. И я надеюсь, что первый шаг будет сделан Украиной уже завтра – в День Земли.
Алексей Рябчин, народный депутат Украины, председатель подкомитета по энергоэффективности и энергосбережению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, ВО "Батькивщина", для УП
***
Выражаю благодарность в подготовке материала Александру Дьячуку, старшему научному сотруднику Института экономики и прогнозирования НАН Украины, Ирине Ставчук, эксперту по вопросам изменения климата Национального экологического центра Украины, Татьяне Таруте, советнику министра экологии и природных ресурсов