Поймай политика на лжи, если сможешь, или Зачем доказывать очевидные вещи

2209 просмотров
Вторник, 19 апреля 2016, 17:17
Борис Давиденко
главный редактор Vox Ukraine

Все лгут, а украинские политики – тем более. Их и слушать не стоит. Если вы согласны с этим, то вы – жертва аферы, в которой политики – лгуны и популисты кинули почти всю страну, лишив ее граждан права на нормальный выбор. Оказалось, что многие украинцы готовы платить деньги, чтобы это изменить.

"Мені ось що цікаво. Ну, взяли ці грантожери, порівняли побрехеньки політиків з суворою реальністю, і шо з того? Вони ж декларують те, що вони "змусять казати правду". А як саме вони змусять? У сміттєвий бак запхають, чи що?

Те, що політики брешуть, ми й без них добре знаємо".

Это комментарий на блоге Украинской Правды автора под ником "птах Сорока" в теме, где обсуждается сбор денег для VoxCheck на краудфандинговой платформе "Спільнокошт".

Вы согласны с тезисом комментатора?

Если да, то вы – жертва аферы, вас кинули, отобрали ваше право на здравый выбор и нормальную власть.

Размазанная, общая, безымянная вина всего политического класса – это то, что нужно политикам из лагеря лгунов и популистов. В такой парадигме они могут нести все, что угодно. Что взять с политика? Он же политик.

Ситуацию можно изменить. Необходимо, чтобы чушь, ложь и манипуляция обрели имя и фамилию. Каждый раз, когда конкретный политик лжет, об этом должны узнавать десятки тысяч его потенциальных избирателей, тогда "генераторы бреда" очень быстро сбавляют активность.

Другими словами, когда политики знают, что каждая цифра и каждый факт из их спичей и комментариев могут быть проверены лучшими экономистами страны, то количество лжи в эфире значительно сокращается.

В странах, где существует институт фактчека, где есть организации, систематически проверяющие высказывания политиков, последние становятся заметно честнее. (Позитивное влияние фактчека на риторику политиков приводится в исследовании ученых Эксетерского университета и Дартмутского колледжа.)

Почему это важно? Украина платит очень высокую цену за успех на выборах политиков-популистов. Фактчек, вынуждающий их сократить количество небылиц и манипуляций в своей риторике, дает политикам, пытающимся вести с избирателями взрослый разговор и оперирующим реальными фактами, больше шансов – сначала на победу в дебатах в программах условных Шустера и Киселева, а затем и на избирательном участке.

Теоретически поймать политика на лжи и обосновать, в чем манипуляция, так, чтобы ни у кого не осталось сомнений, просто, на практике качественная проверка одного сессионного дня в Верховной Раде занимает десятки часов работы квалифицированных экспертов: экономистов, финансистов, юристов и т.д.

В декабре прошлого года вышел первый украинский VoxCheck: я (будучи тогда редактором Liga.net) предложил экспертам VoxUkraine проверить речи депутатов во время обсуждения Бюджета на 2016 год. За несколько минут выступлений нардепы умудрялись озвучить с десяток фактических ошибок и грубых манипуляций.

В начале года к VoxUkraine присоединилась известная журналистка Елена Шкарпова, которая вывела VoxCheck на новый, более высокий уровень. Она привлекла к проекту высококвалифицированных специалистов, и вместе они проанализировали высказывания президента Украины Петра Порошенко, премьера Арсения Яценюка, спикера Рады Владимира Гройсмана, главы Одесской ОГА Михаила Саакашвили . Всего было проверено 23 политика и общественных деятеля и обнаружено более 60 фактов лжи и манипуляций. Материалы фактчека вы могли читать на страницах Украинской и Экономической Правды, liga.net, Нового времени и др.

Почти четыре месяца все фактчекеры и редакторы работали бесплатно.

Чувствовалось, что VoxCheck перерос стадию волонтерства: хотелось сделать проект более системным и регулярным, расширить круг проверяемых. Для этого необходимо было нанять на полное время качественных людей, обеспечить им рабочие места и т.д.

VoxUkraine не скрывает источники финансирования: это деньги западных фондов и благотворительные взносы сотен человек со всего мира.

На VoxCheck решили привлекать ресурсы таким же образом. Стратегию кампании разработал арт-менеджер Владимир Кадыгроб.

Вечером,14 апреля, мы начали фандрайзинговую кампанию на краудфандинговой платформе "Спільнокошт". Нашей целью было собрать 200 000 грн за 70 дней...

Иногда бывают ошибки, которые радостно признавать. Это тот случай. Мы фантастически недооценили желание соотечественников иметь честных политиков и готовность платить за инструменты контроля над ними.

За неполные пять дней мы собрали 129% от этой суммы, или почти 260 000. Нам помогли больше 290 человек, которые доверили нам от 10 грн до 60 000 грн.

В Vox была дискуссия – закрывать фандрайзинг, достигнув установленной цели, или нет. Решили продолжать. Какие аргументы?

– Сколько бы мы ни собрали средств, все до последней гривны будет потрачено на фактчек.

– Чем больше ресурсов мы привлечем, тем дольше сможем работать и тем большее число политиков проверим.

– Чем больше украинцев проголосуют гривной за VoxCheck, тем более независимым и защищенным будет проект. Если вы существуете на деньги 2-3 западных фондов, вы уязвимы. Вспомните, как близко страна была к Закону "О статусе иностранных агентов" , лишающему финансирования львиную долю общественных организаций, зимой 2014-го.

Хорошо, когда у такого проекта в инвесторах тысячи сознательных граждан суверенного государства. С одной стороны, тысяча партнеров – лучшая защита от неизбежных нападок попавших в обозрение политиков, с другой – они самый строгий контролер качества проекта.

Мы к такому партнерству готовы. Присоединяйтесь.

Борис Давиденко, главный редактор Vox Ukraine, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)