737 просмотров
Четверг, 24 марта 2016, 09:14
Антон Олейник
Professor, Memorial University of Newfoundland

Евромайдан был прежде всего революцией достоинства. Лозунг "Скажи нет жестокой и отчужденной власти" помог мобилизовать значительно больший круг людей, чем первоначальный лозунг движения к европейской интеграции.

Если последний поддерживали в первую очередь студенты и "городской креативный класс" – то первый сочли своим и фермеры, и пенсионеры, и работники социальной сферы.

Однако, что именно понимается под человеческим достоинством, не было определено ни в момент революции, ни сейчас.

Революция чего именно?

От определения данного понятия – что такое "человеческое достоинство" – зависит оценка и последовавших за революцией событий, и возможных конфигураций украинского правительства.

Одно дело, оценивать реформы и действия правительства с точки зрения прогресса в области европейской интеграции, как предлагают "еврооптимисты", – и совсем другое, по критериям соответствия его действий принципам уважения человеческого достоинства граждан.

Одним еврооптимизмом здесь не обойтись. Нужен украинский реализм.

Человеческое достоинство не имеет однозначного определения в научной литературе. Это понятие определяется, например, через идею автономии – способности человека устанавливать для себя приоритеты и правила игры, а не играть по правилам других. Ученые при разговоре о достоинстве отсылают и к таким вещам, как уважение, самоуважение, интеллект, честь и даже статус.

Как понимается человеческое достоинство в украинской культуре вообще и в контексте революции достоинства и последовавших за ней событий?

Одним из первых, поставивших данный вопрос, был Орест Друль. Сделанный им с помощью словарей экскурс в украинскую историю указывает на возможную эволюцию понятия – от чести, которая прилагается к высокому званию, к осознанию универсального характера человеческого достоинства, который принимает наиболее совершенную форму в идее прав человека.

Словари, однако, недостаточны для выяснения, как именно понимают человеческое достоинство граждане Украины сегодня.

Опрос, проведенный в феврале 2016 года Киевским Международным Институтом Социологии по моему заказу, на репрезентативной выборке из 2020 человек позволяет уточнить детали понимания человеческого достоинства в сегодняшней Украине. Опрос проводился, в том числе, и на временно оккупированных территориях Донецкой области (N=104 человека).

Перед проведением данного исследования с помощью онлайн-панели респондентов (N=912) и пилотного телефонного опроса (N=42) был задан открытый вопрос: "Назовите слова, с которыми связывается в Вашем представлении термин "человеческое достоинство". Подсказки при этом отсутствовали, что позволило выявить основные ассоциации, не навязывая при этом респондентам определенного мнения.

20 чаще всего упоминаемых ассоциаций и стали списком альтернатив для полузакрытого вопроса в исследовании КМИСа.

Вопросы задавались на двух языках, украинском и русском. Примечательно, что украинский вариант анкеты предпочли 44.8% респондентов, русский – 43.4% и на двух языках на вопросы анкеты отвечали 11.8% респондентов.

Во главе списка наиболее популярных в Украине ассоциаций со словосочетанием "человеческое достоинство" – порядочность, честность, справедливость, совесть и ответственность. Например, вариант "порядочность" указали более половины респондентов, 55,9%. Именно через эти понятия, вероятно, и осмысляли революцию ее непосредственные участники.

Основные ассоциации с термином
Основные ассоциации с термином "человеческое достоинство" в Украине, февраль 2016 г., % выбравших (увеличение по клику)

На практике это означает, что правительство, как нынешнее, так и то, которое придет ему на смену – стоит оценивать по критериям порядочности, честности и ответственности.

Если коротко, то уважающее человеческое достоинство правительство делает то, что говорит, и говорит то, что делает.

Между соображениями чести и правами человека

Если сравнить ответы украинских респондентов с теми, что были получены в России, где аналогичный опрос был проведен в январе 2016 года Левада-Центром на репрезентативной выборке из 1602 человек – можно выявить специфичные для украинской культуры ассоциации с человеческим достоинством. К их числу относятся порядочность, честность, совесть, справедливость, ответственность, доброта, вежливость, права человека, мужское достоинство, любовь и понимание.

Российское же понимание человеческого достоинства отличают отсылки к самоуважению (результат инициированного В. Путиным с конца 1990-х годов "вставания с колен"?), мужеству, гордости и статусу (а как иначе в иерархически устроенном обществе?).

Доля отметивших честь, уважение, верность, ум и силу воли – оказалась примерно одинаковой в двух культурах.

Особое внимание стоит обратить на такие синонимы человеческого достоинства, как честь и права человека. В некотором смысле, они отражают противоположные трактовки человеческого достоинства.

Честью по определению обладают лишь немногие – те, у кого есть привилегированный статус. Честь нужно "заслуживать" и "защищать", иначе ее теряют.

Права человека, наоборот, есть у каждого вне зависимости от его статуса, дохода, национальности и пола – в отличие, например, от "мужского достоинства", которое следует признать выражением гендерного неравенства, которое в Украине весьма велико, как лишний раз подтвердил срыв ЛГБТ-фестиваля во Львове в середине марта.

Иными словами, права человека представляют собой максимально универсальную трактовку человеческого достоинства, а честь – элитистскую и иерархическую.

Более универсальное понимание человеческого достоинства в украинской культуре по сравнению с российской следует отметить специально. Права человека приходят на ум при разговоре о человеческом достоинстве у 25.6% граждан Украины и у 22.5% россиян.

Революция достоинства была, таким образом, и революцией прав человека.

А вот доля выбравших честь как синоним человеческого достоинства в двух культурах примерно одинакова – 30.3% в Украине и 28.9% в России (различие не превышает статистической ошибки). Исторически честь занимала в украинской культуре менее значимое место, чем в культуре российской, во всяком случае, если судить по работам Тараса Шевченка и Александра Пушкина.

В чем же причина возможного увеличения внимания к соображениям чести в сегодняшней Украине?

Одним из возможных объяснений роста внимания к соображениям чести в Украине являются события, произошедшие уже после революции достоинства – а именно оккупация Россией Крыма и военная агрессия на территории Донецкой и Луганской областей. В условиях военного конфликта неспособность защитить честь может быть расценена как потеря лица. Аргументы о том, что получив пощечину, можно подставить вторую щеку – во время войны имеют мало шансов быть услышанными.

Однако рост внимания к соображениям чести ставит под вопрос универсалисткие идеалы революции достоинства.

Если революцию оказалось невозможным задушить сразу, то ее идеалы можно попытаться скомпрометировать опосредованным образом, с помощью затяжного конфликта на территории Донецкой и Луганской областей.

Анализ относительной частотности тех же ассоциаций в русско- и украиноязычном сегментах интернета косвенно подтверждает данное предположение. В украиноязычном интернете о чести в контексте достоинства временами говорят даже чаще, чем в России. Например, в феврале именно "честь" чаще всего встречалась в документах на украинском языке рядом в "гiднiсть".

 

Относительная частота ассоциаций с термином "человеческое достоинство" в украино-, русско- и англоязычных сегментах интернета, состояние на 3.02.2016 г.
На рисунке отражены относительные частоты, то есть количество документов, в которых встречается данное ключевое слово (любовь, ум, и так далее) и слово "достоинство", разделенное на общее количество документов, упоминающих "достоинство" в данном сегменте интернета

К концу марта ситуация изменилась – и честь стала одной из главных ассоциаций в рунете. А в украинском сегменте интернета на первое место по частоте упоминаний в контексте разговора о достоинстве вышла "сила волi", что вполне по-шевченковски.

Но где гарантия, что при обострении военного конфликта честь не станет опять главным синонимом достоинства для украинских граждан?

 
Относительная частота ассоциаций с термином "человеческое достоинство" в украино-, русско- и англоязычных сегментах интернета, состояние на 23.03.2016 г.

Донецкая специфика в понимании достоинства

Еще одно интересное наблюдение можно сделать, сравнивая результаты общеукраинского вопроса с теми, что были получены на временно оккупированных территориях Донецкой области.

Наиболее часто упоминаемые ассоциации здесь примерно те же. Однако частоты упоминания самоуважения (54.1%), чести (48.3%), прав человека (43.7%) и статуса (25.3%) – значительно превышают средние по Украине и даже России показатели.

Выборка на оккупированных территориях мала и нерепрезентативна. Но даже эти данные наталкивают на ряд предположений.

Во-первых, война поставила вопрос человеческого достоинства здесь так же остро, как и в других регионах Украины, если не еще острее. Во-вторых, акцент на самоуважении, чести и статусе указывает на близость трактовки человеческого достоинства на этих территориях к той, что преобладает в России.

Иными словами, обратная интеграция временно окупированных территорий в украинское политическое и культурное пространство может оказаться сложной не только и не столько ввиду военных и экономических проблем.

Предстоит сложная работа по возрождению универсалистского акцента в понимании человеческого достоинства и убеждению жителей так называемых "ДНР" и "ЛНР" в преимуществах именно такого подхода.

А именно – постановке во главу угла прав человека, а не соображений чести и статуса.

Антон Олейник, профессор социологии университета "Мемориал", Сен-Джонс, Канада, специально для УП

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)