Маневры Путина
Российские военные уходят из Сирии. Из этого факта разные эксперты делают абсолютно противоречивые выводы. Никто никому не поясняет, почему Россия уходит из Сирии, что предшествовало решению Путина завершить сирийскую кампанию. Поэтому не понятно, что дальше предпримет Кремль. Не ясно – это серьезное отступление Путина под давлением обстоятельств, или маневры и перегруппировка сил.
Пространство для фантазий аналитиков огромное, когда процесс принятия решения абсолютно скрыт от общества. Особенно от общества перевозбужденного и дезориентированного.
Российские граждане живут в одной реальности, сформированной телевидением, российские власти - в другой. В телевизоре Россия поставила Запад если не на колени, то в какую-то неудобную позицию. В реальности, с которой имеет дело президент Путин, все несколько иначе.
Сирийская история крайне важна для понимания того, потерял ли голову президент России, или все-таки холодно играет в войнушки, добиваясь решения локальных задач на постсоветском пространстве.
Под давлением каких обстоятельств Путин принял решение вывести войска из Сирии? Это признак силы или слабости, эта история разозлит российского президента, сделает его злее или, наоборот, охладит его пыл?
Одно небольшое, но красноречивое обстоятельство ускользнуло от внимания экспертов. Обстоятельство, которое многое объясняет.
В начале марта в Москве с секретным визитом был директор ЦРУ Джон Бренан. Американские дипломаты, которые сопровождали визит главы ЦРУ, от каких-либо комментариев отказывались. Посольство США подчеркивало, что для прессы нет и не будет никаких заявлений. Американских журналистов визит Джона Бренана особо и не волновал: на фоне скандалов американской президентской кампании война в Сирии, планы Путина, кризис в Европе, Украина – все отошло на задний план.
Удивительной стала реакция российской стороны. Все официальные представители государственных органов России словно воды в рот набрали. Глава ЦРУ разъезжает по Москве, проводит переговоры с высшим руководством России, но нет никаких сообщений – ни злорадства, ни имперской гордости за то, что американский ястреб прилетал в Москву советоваться или договариваться. Мертвая тишина!
На все попытки близких к властям журналистов разузнать хоть какие-либо подробности визита Бренана и его переговоров с российскими генералами журналисты слышали только жесткие окрики: "Не лезть!" Даже журналистам "Коммерсанта", которые гордятся своей осведомленностью и некой независимостью в международной тематике, подсунули ради их молчания якобы эксклюзив о том, что спецслужбы России и США "на фоне украинского кризиса" договорились о совместной работе по предотвращению кибер-преступности.
Настоящий заговор молчания окружает до сих пор секретный визит главы ЦРУ.
По тем скупым данным, которые все-таки просочились от участников переговоров, известно, что Бренан привозил в Москву ультиматум по Сирии.
Джон Бренан попытался объяснить российским политикам, что США все сложнее сдерживать открытое вмешательство других стран в сирийских конфликт. Речь шла в том числе и о поставках новейшее вооружения противникам режима Асада. Американцев раздражает, что российская операция в Сирии длилась несколько месяцев, но ничего не изменила в раскладе сил, а только запутала ситуацию еще больше, повышая цену разрешения сирийского кризиса до размеров катастрофы.
Денег, конечно, у Москвы хватит еще на какое-то время на разного рода военные авантюры, разговоры о стремительном обнищании России несколько преувеличены, но бесперспективность той же сирийской операции очевидна, настаивали американские эксперты.
Однако мы давно уже привыкли считать, что российский президент ничего не делает под давлением. Важно, что Путин требовал от США взамен. Ответ лежит на поверхности – Украина. Важно понять комбинацию, схему договоренности.
Одновременно с визитом в Москву главы ЦРУ президент США продлил на год действие санкций против России. По большому счету, это была автоматическая процедура, Обама не мог поступить иначе. Но российское руководство это сильно бесит.
На прошлой неделе вышло интервью американского президента. Каждый тоже нашел в нем то, что греет его душу. "Путин is not completely stupid", - сказал Барак Обама. Российская пропаганда перевела это как "Путин очень умный человек", осторожные люди запутались между "совсем не глупый" и "не совсем глупый".
Барак Обама холодно относится к Владимиру Путину. Он не верил в перезагрузку американо-российских отношений несколько лет назад, не верит в миролюбие Путина и сейчас.
Путин крайне заинтересован в том, чтобы выглядеть равноправным партнером США, поскольку он "не такой уж дурак", сказал Обама. "Он понимает, что позиции России в мире существенно пошатнулись. И один только факт вторжения в Крым или попытки поддержать режим Асада не вернут его в игру", – заявил Обама. Он понимает, что угроза Украине со стороны России не исчезнет никогда. Но Обама уходит и не будет делать никаких резких движений.
Американцы настаивают на выполнении Минских договоренностей. Они за них держатся как за костыль, за кривую палку, которая помогает пройти по болоту. Палка на болоте не спасает, но другого инструмента преодолеть эту топь пока нет. Они смотрят на них как на путы, которые сдерживают российское продвижение на востоке Украины.
За Минские договоренности держатся и в Европе. Об этом уже говорено-переговорено. Долго затягивать выполнение Минских договоренностей у Киева не получится. К сожалению, в Украине нет спокойной, профессиональной дискуссии о том, как их выполнить.
Уход России из Сирии – хороший сигнал. Москва отступила, вышла из открытого конфликта на Ближнем Востоке. Это косвенное свидетельство того, что Путин реально оценивает свои силы. Только он болезненно не любит проигрывать. Ему потребуется психологическая компенсация. Будет ли это Украина или какие-то внутренние враги в России, узнаем очень скоро.
Павел Шеремет, УП