Крымский вопрос Украина должна решать в международных судах

1749 просмотров
Среда, 16 марта 2016, 10:55
Алексей Стародубов
сооснователь компании по электронным закупкам Newtend, член движения за прозрачность закупок ProZorro, директор Крымского Экспертного Центра

Исполняется два года с момента российской аннексии украинского Крыма.

Увы, с тех пор наше государство не приложило достаточных усилий для возвращения полуострова. Такое бездействие угрожает потерей Крыма для Украины на многие десятилетия.

Зафиксировать международный статус

Мировое сообщество признало аннексию Крыма, проведение незаконного референдума и последующее включение полуострова в состав Российской Федерации вопиющим фактом нарушения международного права. Своими действиями РФ грубо нарушила принцип неизменности границ суверенных государств.

Реакция мировой общественности на действия России была адекватной. Западные партнеры, хоть и с некоторым опозданием, но все же ввели санкции в отношении РФ и отдельных ее чиновников.

Эти меры уже доказали свою эффективность — в стране наблюдается серьезный экономический спад, обесценивается национальная валюта, а правительство вынуждено в срочном порядке пересматривать утвержденные ранее бюджетные программы.

В свою очередь, Украина все это время действует недостаточно активно. С большим опозданием мы заявили о введении экономических ограничений в отношениях с РФ. Несмотря на то, что украинский парламент до этого признал Россию страной-агрессором.

Более того, за два года наше государство так и не смогло выработать единую стратегию по решению крымского кризиса.

На самом деле украинской власти предстояло сделать не так уж и много. Прежде всего — обратиться в Международный суд ООН с иском о нарушении целостности нашего государства и вмешательстве в его внутренние дела.

Тем самым, мы бы зафиксировали статус-кво Украины в крымском вопросе.

После незаконной аннексии АРК украинские политики некоторое время обсуждали необходимость этого иска. Но в итоге пришли к выводу, что использование такого действенного инструмента международного права преждевременно.

Это ошибка, поскольку бездействие Украины могут расценить как принцип молчаливого согласия: если не протестуем против незаконных действий РФ, значит, она фактически признаем аннексию Крыма.

Очень важно и то, что подготовка и подача иска в Международный суд ООН занимает немного времени и этот процесс не требует значительных усилий и финансовых затрат.

Сейчас Украина рискует повторить печальный опыт Грузии. В 2008 году это государство также подверглось агрессии со стороны России и потеряло контроль над двумя регионами — Кодорским ущельем Абхазии и частью Южной Осетии.

И хотя значительное большинство стран мира считают Абхазию и Южную Осетию частью Грузии, Россия продолжает называть их независимыми государствами.

Еще во время вооруженного конфликта Грузия обратилась в Международный суд ООН, обвиняя РФ в этнических чистках в самопровозглашенных республиках. Однако в 2011 году дело провалилось из-за несоблюдения обязательной досудебной процедуры.

Отсюда вывод — наша страна должна действовать так же решительно, как и Грузия, но в отличие от нее, взвешенно соблюдать все правила подачи иска в Международный суд ООН.

Его позитивное решение станет надежной упреждающей мерой для тех стран, которые попытаются инициировать сепаратизм или содействовать ему в украинских регионах.

Вместе с тем Украина не должна ограничиваться иском в Международный суд ООН. Ей также следует активно готовиться отстаивать свои права в международных коммерческих арбитражах и иностранных судах.

Наличие их решений позволит эффективно компенсировать потери украинского государства и бизнеса, связанные с аннексией Крыма.

Помимо прочего, это даст возможность арестовывать имущество России и ее компаний за рубежом в пользу Украины и производить зачет взаимных требований, например, за счет поставляемого природного газа.

Решения международных судебных инстанций позволит консолидировать усилия государств, направленные на решение крымского вопроса. В частности, это касается возможного усиления торгового эмбарго по отношению к Российской Федерации.

В одинаковой степени это касается и общей позиции по отношению к тем компаниям, включая иностранные, которые ведут хозяйственную деятельность в Крыму и признают его российской территорией.

Украина должна усилить постоянную работу с европейскими и американскими партнерами по введению и применению санкций против них и их собственников.

Конституционные изменения

Однако, решение крымского вопроса не стоит ограничивать лишь работой на международном уровне. Не менее важным является и внутренний фактор.

Прежде всего, речь идет о необходимости внесения изменений в Конституцию Украины, чтобы четко сформулировать и закрепить позицию государства относительно агрессии со стороны России.

Также в Основном законе нужно зафиксировать, что Украина не может гарантировать реализацию конституционных прав и свобод граждан, которые находятся на оккупированной территории.

Это поможет разобраться со многими проблемами, в том числе, с реализацией избирательного права украинских граждан в Крыму — а их число на сегодняшний день составляет около 1,5 миллионов человек.

По Конституции они имеют право голосовать и быть избранными, однако воспользоваться им не могут.

Теоретически эти избиратели вообще способны парализовать выборы Верховной Рады или президента.

Украинцы, проживающие на оккупированной территории, могут засыпать суды исками о нарушении своих избирательных прав. И в результате избирательная кампания рискует затянуться до тех пор, пока суды не закончат рассматривать все иски.

Это тоже негативным образом может отразиться на репутации государства.

Аналогичные трудности у украинских судов могут возникнуть из-за проблем с выплатами пенсий, ведь на данном этапе Украина не имеет возможности в полной мере выполнять обязательства по пенсионному обеспечению жителей полуострова.

Еще одной проблемой для Украины остается нерешенный вопрос о местных референдумах, поскольку до сих пор нет соответствующего закона.

В свое время это уже сыграло роковую роль — если бы в Конституции Украины была прописана норма о запрете местных референдумов, то он не мог бы состояться в Крыму два года назад.

Очень важно учесть уроки прошлого и прописать эту норму в Основном законе сейчас, чтобы пресечь возможность проявления сепаратизма в других украинских регионах.

Экономические последствия

С момента оккупации полуострова в Украине чаще говорят о потере территории. Реже обращают внимание на потери экономические. А они значительные, поскольку из-под украинской юрисдикции ушло большое количество субъектов хозяйствования.

Речь идет не только о государственных предприятиях, но и о частном бизнесе. Многие из них, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждены теперь работать на российскую экономику.

Были утрачены важные интеграционные связи, сложившиеся в течение длительного периода. Это негативно отразилось на тех компаниях, которые продолжают работать в континентальной Украине.

Им пришлось в срочном порядке искать замену своим партнерам, а это дополнительные усилия и капиталовложения.

Ежегодно в сводный бюджет Украины экономика АРК приносила около 580 миллионов евро дохода. Помимо этого, по данным Министерства юстиции, сумма убытков от аннексии Крыма составила около 950 миллиардов гривен.

Рыночная стоимость потерянной для Украины материально-сырьевой базы в Крыму, по подсчетам Министерства экологии и природных ресурсов Украины, оценивается в 126,8 миллиардов гривен.

Общая сумма превышает 1 триллион, по курсу 8 гривен за 1 доллар США, правда, без обоснования процесса расчета убытков.

Однако здесь учтены только прямые потери. А ведь есть и непрямые — к примеру, инвестиции, вложенные Украиной в развитие крымской экономики. Отдачи от них наша экономика теперь не получает.

А убытки рядовых граждан, проживающих на аннексированной территории?! Жизнь в Крыму за последние два года значительно подорожала. К примеру, стоимость минимального набора продуктов питания в АРК в расчете на одного человека на конец января превысила 1200 гривен.

В годовом исчислении цены выросли на 31,4%. Для сравнения, в Киеве этот показатель значительно ниже, хотя жизнь в столице всегда дороже, чем в регионах. Сейчас стоимость потребительской корзины в киевских магазинах колеблется от 792 до 876 гривен.

Пока что разница в уровне жизни некритична. Но она может обостриться, когда реформы в Украине активно заработают и начнут приносить результаты. Это может стать еще одним действенным способом деоккупации Крыма.

Алексей Стародубов, директор Крымского Экспертного Центра, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)