Рынок земли: эксперимент по отмене эксперимента
В конце прошлой недели Нацраде Реформ было предложено утвердить Стратегию развития аграрного сектора, разработанную Минагрополитики.
В целом, представленная Стратегия является очень качественным документом, описывающим четкие цели, планы их достижения и графики выполнения.
Документ даже содержит пункт о создании полноценного рынка земли сельскохозяйственного назначения с 2017 года. Однако, судя из предложенного плана, либерализация рынка даже в 2017 году вызывает большие сомнения.
Для объективности необходимо отметить, что каждое правительство за 15 лет действия моратория признавало необходимость создания рынка земли когда-то в будущем, и каждый раз это было примерно через один год.
Однако, каждое правительство озвучивало какое-то новое отлагательное условие: принятие специального закона, наполнение данными земельного кадастра, создание земельного банка и так далее.
Отлагательные условия менялись вместе с правительствами, а мораторий, изначально принятый всего на год, оставался. И вот уже на протяжении 15 лет 7 миллионов украинских граждан, получивших землю во время приватизации в 90-х, лишены права распоряжаться своей собственностью.
Лишены возможности продать, подарить, получить под неё кредит.
Во многих случаях, эти люди – самая бедная часть наших граждан. При снятии моратория каждый из них владел бы активом стоимостью десятки тысяч долларов.
А вместо этого государство, под влиянием аграрного лобби, оставило им всего одну возможность – сдать свою землю в аренду агрохолдингу за несколько сотен гривен за гектар в год.
За время действия этой аферы около 1 миллиона владельцев паев уже умерли, так и не дождавшись от власти разрешения в полной мере реализовать свое законное право собственности.
Вот и в представленной стратегии предложено новое отлагательное условие снятия моратория – проведение "государственно-правового эксперимента".
Предполагается, что в 2015-2016 годах будет проведён пилотный проект создания рынка земли в некоторых регионах.
В 2016-2017 годах будет проведена "независимая оценка" результатов "эксперимента", а в 2017 году запущен рынок земли на всей территории Украины.
Опять же, для объективности отметим, что сам мораторий – это уже "государственно-правовой эксперимент" глобального масштаба. Это эксперимент над концепцией собственности, эксперимент над жизнями 7 миллионов людей, эксперимент над здравым смыслом.
Мораторий – это уникальное изобретение украинского правительства, которое навсегда будет вписано в историю.
Ни одно другое государство мира не додумалось на 15 лет, а теперь, судя по всему, как минимум на 17 лет, в обход собственной Конституции и международных обязательств относительно прав человека, запретить 7 миллионам граждан распоряжаться своей собственностью в угоду небольшого числа субъектов, которые на этом зарабатывают.
В некоторых странах – Венесуэла, Северная Корея – отсутствует собственность на землю как таковая, но в мире нет ни одной другой страны, где гражданина называют собственником земли, при этом запрещая ему свободно ею распоряжаться.
В какой-то степени мораторий даже более циничен, чем советская коллективизация 30-тых годов.
Многие страны отбирали собственность у своих граждан, как СССР землю у украинских крестьян, и во всех случаях это было открыто. Но ни одно государство так не издевалась над "собственниками", как Украина, утверждая, что земля принадлежит им, но свободно распоряжаться ею они не могут.
Отметим, что нарушение прав собственников плохо само по себе. Но оно также имеет катастрофические последствия для экономики, да и экологии тоже.
Арендовавший землю производитель никогда не будет использовать ее так же рачительно, как собственник – он заинтересован выжать из нее все соки, как можно скорее.
И даже если производитель имеет такое желание, вряд ли у него получится интенсифицировать производство без привлечения кредитов.
А без обеспечения залогом недвижимости (земли) кредиты всегда будут оставаться для сельхозпроизводителей недостижимо дорогими. В свою очередь, банки никогда не откроют для себя полноценный рынок кредитования сельхозпроизводителей.
Теперь о предложенной Минагрополитики модели создания рынка земли сельскохозяйственного назначения. Исходя из вышеизложенного, давайте её называть "эксперимент по отмене эксперимента".
Итак, "эксперимент по отмене эксперимента" содержит в себе ряд системных проблем.
Во-первых, не понятна сама причина и необходимость проведения этого "эксперимента по отмене эксперимента".
Эксперимент проводится тогда, когда что-то неизвестно, либо невозможно изучить объективную реальность. В таком случае, её приходится моделировать.
Однако рынок земли сельскохозяйственного назначения действует в большинстве стран мира, в том числе в России и Грузии, а это уже больше 100 действующих "экспериментов".
Достаточно лишь изучить их опыт и выбрать оптимальную модель.
Во-вторых, предложенный "эксперимент по отмене эксперимента" невозможно провести в указанные сроки – до 2017 года.
Необходимо разработать и провести через все процедуры законодательство об "эксперименте по отмене эксперимента", а после его запуска он должен действовать относительно долгий срок для его объективности.
В-третьих, возможность создания объективных и репрезентативных условий для "эксперимента по отмене эксперимента" вызывает большие сомнения.
Мораторий действует так долго потому, что у субъектов, которые на нем зарабатывают – агрохолдинги и чиновники, распиливающие 10 миллионов гектаров сельскохозяйственной земли в госсобственности – есть очень сильное влияние, как на правительство, так и на парламент.
Это влияние они используют в процессе подготовки законодательства для "эксперимента по отмене эксперимента".
Сомнений нет, что условия будут выписаны таким образом, что "эксперимент по отмене эксперимента" будет провален, даже не начавшись.
В-четвёртых, даже если предположить, что каким-то чудесным способом удастся принять законодательство, создающие объективные условия для "эксперимента по отмене эксперимента", у субъектов, заинтересованных в продлении моратория, есть рычаги влияния на проведение эксперимента после запуска.
У них есть финансовый, административный и медиа ресурс, который будет использован для дискредитации "эксперимента по отмене эксперимента".
Более того, эти субъекты являются одними из участников самого "эксперимента по отмене эксперимента".
Посему напрашивается вывод, что "эксперимент по отмене эксперимента" – это очередное отлагательное условие, дающее возможность заинтересованным субъектам полностью сорвать либерализацию рынка земли.
Подводя итог, наверное, стоит отметить, что назначение Минагрополитики ответственным органом за проведение земельной реформы вызывает вопросы.
Министерство создано для защиты интересов аграриев, а в данном вопросе у аграриев интересы противоречат интересам 7 миллионам собственников земли.
Поэтому у МинАПК, исходя из его миссии, уже есть конфликт интересов, а субъект с конфликтом интересов не может быть объективным и не может быть ответственным за данную реформу.
И это мы даже не упоминаем аграрное лобби, которое имеет более 100 депутатов в парламенте.
Тем временем, пока наше правительство занимается экспериментами и "экспериментами по отмене экспериментов", команда юристов подготовила для собственников земли рамочное заявление в Европейский суд по правам человека, которое каждый может бесплатно скачать на сайте www.farmland.in.ua.
Подача бесплатного иска даёт шанс собственникам земли, лишенным своих конституционных прав, претендовать на компенсацию потерь от экспериментов украинских правительств.
Что еще более важно, давление на украинское правительство через Европейский суд способно заставить правительство все-таки снять мораторий и прекратить аморальный эксперимент над собственным народом.
Даниил Пасько, для УП