Как успех международных закупок лекарств оказался под угрозой
Для искоренения коррупции при тендерных закупках Минздрава и экономии бюджетных средств весной этого года Верховная Рада Украины приняла законы, которые позволяют закупить лекарственные средства и медицинские изделия через специализированные закупочные агентства. Такие как организации ООН (ЮНИСЕФ, ВОЗ, программа развития ООН), Crown Agents и другие.
Предвидя все трудности, связанные с имплементацией законов в Украине, авторы законопроектов заложили в их переходных положениях все необходимые элементы данной реформы. Для этого они обязали МОЗ, Кабмин и другие ведомства разработать конкретные подзаконные акты с четко определенным содержанием.
Сегодня международные закупки фактически начались – некоторые международные организации уже объявили о начале торгов, заинтересованные компании подали свои тендерные предложения, а министр здравоохранения поспешил объявить на парламентских слушаниях об успешности данной реформы.
Но если почитать переходные положения законов Украины, вводивших международные закупки, и проанализировать принятые подзаконные акты, то можно быстро идентифицировать те положения закона, которые так и остались нереализованными на подзаконном уровне.
Если кто-то думает, что такие недочеты имеют исключительно технический характер, то он сильно ошибается.
Какие же положения законов не были имплементированы и какие последствия это будет иметь на практике
1.В противоречие второй абзац пункта 2 раздела II Закона № 269-VIII на подзаконном уровне так и не был урегулирован порядок сопровождения товаров, произведенных в иностранной упаковке, переводами инструкции и маркировки на украинский язык.
На практике это приводит к тому, что некоторые международные организации уже указали в своей тендерной документации, что к торгам допускаются только препараты в украинской упаковке, тем самым существенно сузив круг потенциальных участников торгов.
А ведь именно возможность участия в закупках товаров в иностранной упаковке могла бы позволить существенно увеличить конкуренцию на международных торгах, а значит увеличить ассортимент препаратов и уменьшить их цену для государства.
Ограничение рынка закупок только украинской упаковкой сразу же исключает из потенциальных участников торгов те компании, которые ранее не выходили на рынок Украины из-за того, что не были готовы запускать отдельную производственную линию под украинскую упаковку.
Кроме того, производство отдельной национальной упаковки сопряжено с дополнительными расходами, которые в конечном счете закладываются в цену лекарств и влияют на количество закупаемых за бюджетные средства препаратов.
2. Еще одно положение Закона № 332-VIII, которое не было реализовано на подзаконном уровне, касается механизма освобождения закупаемых на международном уровне лекарств и медицинских изделий от НДС и импортного сбора.
Прежде всего, освобождение таких лекарств от налогов означает уменьшение цены закупаемых препаратов для государства и соответственно увеличение закупаемого объема.
Организации ООН, которые осуществляют закупки, даже по своим уставам должны быть освобождены от уплаты налогов и сборов. Несмотря на то, что базовые изменения в законы о введении льготного режима были внесены, конкретный механизм применения этой льготы должен быть прописан на подзаконном уровне.
Чтобы освободить эти лекарства от налогов, должно быть четко установлено, какие документы будут подтверждать, что то или иное лекарство действительно поставляется (ввозится) во исполнение международной закупки, а также то, что оно будет поставлено Минздраву, а не уйдет на продажу в аптеки.
Вопрос о том, какой документ будет это подтверждать, какой орган и по какой процедуре будет его выдавать, должен быть урегулирован соответствующим подзаконным актом – порядком ввоза, поставки (на территории Украины) и целевого использования закупленных лекарств и медицинских изделий, которые поставляются на основании договоров с закупочными агентствами.
3. Еще одна недоработка нашего правительства касается внедрения упрощенной процедуры оценки соответствия для медицинских изделий, которые закупаются международными агентствами.
Закон предусматривает необходимость внесения соответствующих изменений в технические регламенты относительно медицинских изделий для их упрощенного введения в оборот.
Это упущение означает, что в итоге перечень закупаемых медицинских изделий будет существенного сужен – в него попадут только те изделия, которые уже присутствуют на рынке Украины (были зарегистрированы до вступления в силу технических регламентов и в силу этого могут находиться в обороте в Украине).
Учитывая национальные программы, на которые распространяются международные закупки, речь идет о таких медицинских изделиях, как, тесты и расходные материалы для диагностики туберкулеза, ВИЧ-инфекции, медицинские изделия для лечения детей с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями. .
На разработку и утверждение всех указанных выше подзаконных актов Минздраву, органам фискальной службы, Кабинефту Министров было отведено 2 месяца с дня вступления в силу законов.
Иными словами, они должны были быть утверждены еще в начале июня этого года. На сегодняшний день – в декабре – они все еще отсутствуют.
Помимо явного сужения круга потенциальных участников торгов, это чревато "блокировкой" закупленных препаратов на таможне в случае импорта или начислением дополнительных налогов в случае внутренней поставки.
Учитывая ограниченные остатки препаратов в больницах, такая ситуация может привести к страшным последствиям, когда пациенты снова окажутся без необходимых лекарств.
Лана Синичкина, партнер АО Arzinger, соавтор – юрист АО Arzinger Ольга Святенькая