Кабмин "под ёлочку"

65 просмотров
Понедельник, 30 ноября 2015, 14:30
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

В этом году к излюбленной депутатской забаве "Бюджет под ёлочку", хорошо хоть народные избранники так развлекаются не каждый год, добавится еще одна под названием "Кабмин под ёлочку".

К этому Новому году народные избранники обещают подготовить стране целый пакет "апгрейд-подарков": 1) перезагрузку правительства; 2) перезагрузку Налогового кодекса; 3) бюджет-2016 уже на новой налоговой базе.

Три орешка для парламентских зуб(р)ов

Как представляется, после истечения 11 декабря годового иммунитета от отставки нынешнего Кабмина и отчета правительства за год работы, возможны три сценария дальнейшего существования связки "Коалиция&сформированный ею Кабмин Яценюка".

Первые два – радикальные. Они чреваты серьезными рисками и вызовами. И по состоянию на день сегодняшний – маловероятны.

Третий – компромиссный.

Он выглядит наиболее вероятным и одновременно наиболее оптимальным в существующих условиях.

Сценарий первый из двух маловероятных: коалиция и президент признают работу Кабмина по итогам годового отчета удовлетворительной. И отказываются от серьёзного переформатирования работы правительства.

Ограничившись точечными кадровыми заменами.

В этом случае президент и его фракция сохранят возможность всегда иметь под рукой подвешенный, а потому очень удобный, "Кабмин отпущения". На который можно будет с лёгкостью в нужный момент "навешать всех собак" и отправить в отставку, приклеив "на посошок" ярлык виновника всех бед в стране.

С другой стороны, в обществе будет и дальше нарастать недовольство по поводу того, почему правящая коалиция и президент не воспользовались своим конституционным правом оптимизировать работу Кабмина и увеличить ее КПД.

Используя, снова-таки, предусмотренные законодательством механизмы с определением новой структуры правительства, функционала ее членов, кадровыми назначениями и так далее.

Второй сценарий из числа маловероятных – это признание работы Кабмина неудовлетворительной и его отставка в полном составе.

Сторонников этого пути в Раде хватает: помимо официальной оппозиции из Оппоблока, это и сторонники радикальных перемен в "Самопомощи", "Батькивщине" и даже кое-кто в БПП.

Такой вариант развития событий приведет к мощному политическому кризису с трудно предсказуемыми последствиями. Об основных моментах этого сценария неоднократно говорили и премьер, и депутаты из его "Народного фронта".

Так, в программном интервью "Фокусу" Яценюк откровенно предупредил партнёров по коалиции и президента Порошенко: если Кабмин отправляют в отставку, то за своим лидером уходит из коалиции и "Народный фронт".

А это значит распад нынешней коалиции, у которой есть две главных несущих опоры – БПП и НФ.

Уход НФ из коалиции не означает, что у президента не останется никаких вариантов для создания новой коалиции.

Об этой возможности откровенно рассказала Юлия Тимошенко: новую коалицию можно будут создать только с "Оппозионным блоком": "Я не верю в этот сценарий, потому что тот, кто пойдет на это, то фактически является самоубийцей. Я не верю в переформатирование коалиции".

Таким образом, Тимошенко, которая давно и громко обвиняет Яценюка и его Кабмин "во всех тяжких" по мере приближения "часа Х" с определением судьбы правительства и назначившей его коалиции, тем не менее, вынуждена занять прагматическую позицию сохранения коалиции нынешней.

Хоть и основательно хромающей и ограниченно эффективной, но всё же созданной демократическими силами, без участия вчерашних регионалов.

Радикальный сценарий "Одним махом смести все фигуры с шахматной доски" также имеет невысокие шансы на реализацию.

Есть две главные причины, по которым на него не пойдет президент. Первая: такой шаг для Порошенко будет означать получение ситуации полностью неуправляемого политического хаоса.

Это может иметь крайне негативные последствия для политического будущего самого главы государства – в условиях усиления и без того весьма ограниченной функциональности президента, влияние которого даже на выработку консолидированной позиции собственной фракции в ВР оставляет желать лучшего, что подтвердила серия скандалов на недавнем заседании БПП.

Вторая причина: США, наш ключевой внешнеполитический партнер, не готов получить в Украине полномасштабный политический кризис. И предпримет необходимые меры для его недопущения.

Эти две ключевые причины – еще не повод расслабиться Яценюку. Потому что, скорее всего, – и это третий, как представляется самый оптимальный в данных условиях вариант развития событий, – после отчета за год работы Кабмин таки будет переформатирован.

Основные черты этого переформатирования уже обозначили топ-менеджеры администрации президента и БПП Борис Ложкин и Игорь Кононенко.

Согласно их, судя по всему, и президента также вИдению, Яценюк сохранит пост премьера. Но его правительство ожидает существенная перезагрузка.

В нем появятся вице-премьеры, в основном от БПП, которые в качестве "звеньевых" будут руководить работой 3-4-5 министерств каждый.

Это руководство будет максимально плотным, а не чисто формальным. Под эту новую структуру Кабмина для каждого его члена заранее будет прописан функционал.

Этот бизнес-подход четко обозначил Игорь Кононенко: сначала нужно определить этот функционал, а потом уже специально под него подбирать кадры.

Об этом же новом функционале членов Кабмина еще 4 месяца назад говорил и премьер.

Однако и Яценюк, и лидеры БПП в прикладном плане займутся этой работой только сейчас, при подготовке наполнения содержанием третьей версии Кабмина Яценюка.

И, судя по всему, основная конкурентная борьба между премьером, БПП и фракциями-миноритариями коалиции развернется именно вокруг определения структуры и функционала участников этого нового Кабинета министров.

Эти системообразующие для нового Кабмна вещи будут определяться в ходе сложных переговоров и компромиссов между участниками этих больших торгов.

В чем будет объективно заинтересовано здесь общество – так это в том, чтобы: а) эти торги прошли как можно быстрее – еще до начала длительного новогодне-рождественского затишья; б) прошли с большИм КПД и в) дали стране обновленное, более эффективно работающее правительство.

Андрей Миселюк, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)