Пенсионерам право голоса не нужно? Вы серьезно?

617 просмотров
Понедельник, 14 сентября 2015, 08:14
Дмитрий Пастернак-ТаранушенкоDmitry Pasternak-Taranushenko
независимый аналитик, журналист, психолог

Человек, загнанный в определенный коридор представлений, будет видеть решения только в рамках этого коридора.

Например, если последовательно жить "по понятиям", то можно отстроить идеальную "зону". Но ничего кроме зоны.

То же и с демократией. Хочешь ее построить – держи перед глазами образ демократической страны. Или продолжай изобретать свой собственный исторический велосипед – как путинская Россия, уповающая на неповторимо дребезжащие, самопальные скрепы вместо общечеловеческих ценностей.

"Дайте пенсионерам повышенную пенсию взамен на отказ (стилистика сохранена, – Прим. авт.) от избирательного права. Добровольно и официально. Со штампом в паспорте. И на следующих выборах страну будет не узнать", – подобная оскорбительная белиберда разлетается по сети, как горячие пирожки. Ее массово перепощивают вроде бы вполне достойные и самостоятельно мыслящие люди.

"Диво-дивное, коллективное", – как говаривал созвучный цитате изяществом стиля и тонкостью мысли пролетарский поэт Демьян Бедный…

Есть всего две модели обустройства социума. Назовем их моделью исключения и моделью интеграции.

Они построены на принципиально разном наборе ценностей.

Победившую модель исключения (изоляции, отсечения) мы можем наблюдать вокруг себя. У нас очень легко исключают из диалога, навешивая ярлыки. Возмущен незаконной застройкой – радикал, а значит, не о чем с тобой говорить. Недоволен медлительностью реформ – вражеский агент. И тому подобное.

Теперь добрались до пенсионеров.

Вот в более развитых странах – мы ведь в их сообщество интегрируемся, правда? – "почему-то" считаются с пожилыми людьми, национальными и социальными меньшинствами, принимают каких-то "абсолютно ненужных" беженцев, продвигают менее развитые страны в клуб развитых и богатых etc.

Зачем, спрашивается? Почему?

Простая и понятная дарвинистская модель исключения построена на том, что "прав тот, у кого больше прав". Она строится вокруг каких угодно идей – вычурных, величественных, только бы оторвать их от реальной жизни.

Наперсточникам проще манипулировать абстрактными идеями, чем воплощенной реальностью. И при таких манипуляциях легко гонять людей по замкнутому кругу, где выбор никогда не будет означать выбора.

Модель интеграции построена на том, что права у всех равны. Раз и навсегда. И еще – на единственной, но конкретной идее: в основе любого эффективного общественного устройства находится живой – не абстрактный, идеальный, пребывающий в неведомом прекрасном далеко – человек. С его потребностями, интересами и правами.

Все, что не следует цивилизационной траектории интеграции, история уничтожает.

Помните, когда-то люди без определенного размера дохода или состояния были ограничены в правах? А теперь это дикость. Помните, в избирательных правах и карьере были ограничены женщины? Ведь их удел "Kinder, Küche, Kirche"! Теперь – тоже дикость. Помните, массам вдалбливали идеи о "неполноценных" расах?

Вроде лишне об этом вспоминать – но раз уж умные люди перепощивают ерунду...

Общества, на которые мы хотим быть похожими, ориентированы на конкретные нематериальные, "вечные" ценности. И эти ценности не ставятся в подчинение абстрактным целям или ситуативным интересам сильных мира сего. Только потому и материализуются в "красивую жизнь". Ведь для практического воплощения ценностей нужно много времени – строить не ломать.

В цивилизованной стране, авторов подобных дискриминационных "петиций" завалили бы исками. У нас – бодро перепощивают, считая остроумным. Как считают остроумным откровенный сексизм и много еще чего. Детская болезнь крутизны...

Нашим тяжко озабоченным то бизнесом, то политикой, а чаще тем и другим, полит-персонажам постоянно мешают люди. И они все время призывают "быстро, без проблем порешать": "взамен на отказ", "взамен на откат".

Давайте чуть поправим стилистику и поиграем расхожей фразой.

"Дайте студентам повышенную стипендию в обмен на отказ от избирательного права. Добровольно и официально. Со штампом в паспорте".

Студенты, вас возмущает? А чего?

Разве никто не в курсе предвыборных историй вокруг студенческих общаг? И полным-полно таких пенсионеров, которые дадут фору многим студентам в четкости гражданской позиции. Она ведь прожита и выстрадана, а не "хорошо пошла под пиво".

Пошутили – продолжим?

"Дайте – учителям, воспитательницам, ученым, врачам, библиотекарям, аптекарям, трактористам, спортсменам, военнослужащим, сельскому населению (нужное вставить) – повышенную зарплату в обмен на отказ от избирательного права!"

"Дайте инвалидам повышенное пособие в обмен на их избирательное право!"

"Дайте роженицам повышенное пособие в обмен на их избирательное право!"

Почему нет? Если достаточно дать, то куда денутся! Согласятся. Пусть не все, но самые уязвимые. Не подыхать же с голода при украинских зарплатах и пособиях! Так что – вопрос цены.

И если уж "цены", а не "ценностей", то давайте заведомо относиться к девушкам, как к проституткам. Вопрос цены.

И к полиции – по принципу: "Тебе заплатили? Отвали!" Вопрос цены.

И к бойцам и потерям на фронте. Вопрос цены.

Купим армию, купим милицию, купим девушек, купим бабушек. Всех купим, и пусть отвалят со своими гражданскими правами и запросами! А к следующим выборам и нас, и страну "будет не узнать"...

Думаю, читатель УП уже обратил внимание на то, что в предложенной конструкции вообще-то нет ничего нового. Именно она и формирует "скелет" украинской политики десятки лет! И даже неукраинской, и даже не десятки.

Это та же имперская до-совковая, затем номенклатурная совковая, после – нуворишская постсовковая традиция беспощадного неуважения к человеку. Человек – вещь, средство. Как машина или мебель – протер тряпочкой и забыл.

И это та же тупиковая логика исключения. Исключения индивидов и целых социальных групп из активной общественной жизни – путем культивирования сословных ограничений, истребления враждебных классов, изоляции инакомыслящих, отстранения избирателя от фактического процесса управления страной или населенным пунктом на 4-5 лет.

Форма разная. Традиция одна.

Именно она диктует отношение к части общества, как к балласту. Именно к этому по факту призывают постеры, репостеры и прочие вдохновенные выключатели-мозгов-компостеры.

Ведь просто и удобно! Стоит исключить пенсионеров из политических и социальных процессов, и сразу отпадет необходимость коммуницировать, в чем-то убеждать. Да и заботиться на деле. Выключил и в сарай. Пусть берут свой мешок гречки и не путаются под ногами прогресса.

Логика исключения – это логика примитивных и голодных, – всегда голодных и вечно примитивных – обществ. Логика каннибалов. Логика зверей, из известных анекдотов, случайно оказавшихся в одной яме. Никак не строителей продвинутой европейской страны.

Помните "Закон жизни" Джека Лондона? Рассказ, где племя снимается со стоянки и оставляет старика у маленького костра замерзать. Ему остается жизни ровно столько, сколько оставили гречки... Извините, хвороста.

Для исполненных удалью молодецкой, приведем весь цикл человеческой жизни в бедных бытом и социально убогих обществах. Может, задумаются? Если они выстроят общество социальных людоедов, и их чаша сия не минует.

"Девушка – существо, на которое приятно посмотреть. Она сильная, у нее высокая грудь, упругая походка, блестящие глаза. Но задача этой девушки еще впереди. Блеск в ее глазах разгорается, походка становится быстрее, она то смела с юношами, то робка и заражает их своим беспокойством. И она хорошеет день ото дня; и, наконец, какой-нибудь охотник берет ее в свое жилище, чтобы она работала и стряпала на него и стала матерью его детей.

Но с рождением первенца красота начинает покидать женщину, ее походка становится тяжелой и медленной, глаза тускнеют и меркнут, и одни лишь маленькие дети с радостью прижимаются к морщинистой щеке старухи, сидящей у костра.

Ее задача выполнена. И при первой угрозе голода или при первом длинном переходе ее оставят, как оставили его, – на снегу, подле маленькой охапки хвороста".

Социальные сети полны не только грубости и тупости, но и социальной подлости. Увы. Этой правде надо смотреть в глаза.

Социал-дарвинизм удобен для тех, кто не хочет морочиться с трудной коммуникацией. Кому не резон заморачиваться на последовательную, вразумительную, гуманную программу, с понятными всем слоям общества целями, задачами, сроками. Кому незачем брать на себя четкие и конкретные обязательства.

Ведь проще, по законам зоны, найти более слабого и ударить, зарабатывая "авторитет"! Или ударить по больному.

Читатель, наверное, слышал недавний яркий спич губернатора Марий Эл г-на Маркелова на встрече с местными жителями: "Нигде так не было, чтоб так ворчали, ворчали, рычали. Везде спасибо говорят!" И дальше способ чиновного ответа на все запросы-вопросы граждан: "Закрыть все и уехать. И дорогу раскопать. Не верите, что я раскопаю дорогу? И будете 3 года ждать!"

Социал-дарвинистская модель отодвигается нашим обществом медленно и невнятно. Хотя на ней держится все, чем украинское общество недовольно.

И потому эта примитивная модель "хавается" украинскими политиками-популистами на ура. Потому же вариант исключения, а не интеграции, купли-перепродажи и угроз манипулирования, а не уважения – собирательный образ сегодняшней украинской "политики". Политики, токсичной для общества.

Я повторюсь, но это надо повторять:

Любая политика, в том числе информационная политика, отрицающая или цинично эксплуатирующая в людях светлое начало, будет только разрушать.

Или мы интегрируем общество в одно богатое, сообщающееся целое – или будут продолжаться попытки что-то или кого-то подавить, вытеснить на периферию. Откуда потом придет взрыв.

Главное содержание душевной жизни человека пожилого возраста – переосмысление и подведение итогов прожитого. И попытка отнять у человека смысл его жизни равносильна убийству.

Когда страна уходит в огульное отрицание сделанного старшими поколениями, эти поколения не находят себя в системе координат общества. И да, они идут голосовать за манипуляторов, которые хотя бы создают видимость уважения к их внутреннему миру и жизненным потребностям. К их "древним" поводам гордиться собой, воспоминаниям, событиям. К их физической способности оставаться людьми на пенсии в 50 долларов.

"Не дивіться на Україну, як на землю своїх батьків. Дивіться на неї, як на землю своїх дітей. І тоді прийдуть зміни..." – разумно сказал Святослав Вакарчук.

Но, мне кажется, не все поняли правильно. Чтоб понять по-настоящему, надо посмотреть, как этот подход реализован в более совершенных и зрелых обществах.

Поэтому, для периодически путающих выпяченное с передовым, хочется уточнить: "Смотрите на Украину, как на землю родителей, уважающих потребности своих детей и на землю детей, уважающих потребности своих родителей. Только тогда придут изменения".

Дмитрий Пастернак-Таранушенко, независимый журналист, политолог, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)