Русский мир в Сирии
Информация об "отпускниках" из России, воюющих на стороне правительственных войск в Сирии, имеет эффект дежа-вю. Подобный десант "отдыхающих" уже недавно высаживался – в Крыму и в неподконтрольных Украине районах Донецкой и Луганской области. А сходные речи об отсутствии десанта трактористов и сотрудников ЧОПов тоже уже звучали.
Сравнение двух ставших неожиданно популярными в России "туристических" направлений, украинского и сирийского, помогает разобраться с действительным содержанием концепта "русского мира".
Русский мир: вчера и сегодня
Исторически "русский мир" рассматривался в качестве альтернативы миру западному, основанному на погоне за наживой и обезличенных отношениях между людьми.
Русский мир Достоевского, Толстого и Чехова представлял для западного интеллектуала 19-го века многочисленные возможности для критики утилитаризма и бюрократизма. Не случайно среди замеченных в симпатиях к русскому миру в те времена можно было встретить весьма неожиданных и примечательных личностей – Франца Кафку, например, который надеялся найти в России альтернативу западному "Замку".
В наши дни Россия вряд ли являет собой культурную альтернативу "Замку", хотя некоторые западные "левые" по старой привычке верят в это.
Рынок, говорите? Есть, наличествует. Потребительская культура? Наличествует – россияне потребляют, берут кредиты и опять потребляют. Бюрократизм, бездушие и безличие чиновничества? Без них здесь никуда. В общем, все это в России есть. Почти как в Греции, если процитировать одного из идеологов оригинального русского мира Чехова.
Однако русский мир как политический и геополитический проект – не исчез. Наоборот, в последние годы идея русского мира переживает своеобразный ренессанс, да будет простительно европейское заимствование в данном контексте.
Сначала были колонки Петра Щедровицкого в "Независимой газете" еще старого образца и в "Русском журнале". Потом было создание поддерживаемого правительством фонда "Русский мир". Затем последовала проповедь Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира с призывом сотворить русский мир на земле.
Наконец, с начала 2014 года пришла пора этих самых практических шагов по установлению русского мира – сначала в Крыму, а потом и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, с перспективой повторить их в Молдове и Прибалтике.
Новый русский мир основан не на загадочной и тонкой русской душе. Как признал Патриарх, "грешников у нас было не меньше, чем в других странах". Основания "Русского мира 2.0" иные.
Согласно проповеди Патриарха, их три: православие, русский язык и "общая историческая память и общие взгляды на историческое развитие".
Все три компонента были задействованы в Крыму и на востоке Украины: православие по версии УПЦ(МП), языковый вопрос и георгиевские ленточки упоминались в контексте "русской весны" чаще, чем что-либо другое.
Были ли сражения за Славянск, Мариуполь, Иловайск и Дебальцево крестовыми походами против потребительства и бюрократии? По российской версии, это были битвы за православную веру, русский язык и в память о Великой Отечественной войне. Причем последнее ненавязчиво подчеркивалось поставками в район конфликта раритетной военной техники, вплоть до легендарных Т-34.
Зачем нужен берег сирийский
За что бьются "отпускники" на другом жарком "курорте", в Сирии?
Представить борьбу с Исламским Государством Ирака и Леванта, ИГИЛ, как "священную войну за русский мир" – трудно даже с большой натяжкой.
Даже до начала сирийского кризиса, то есть, без учета эмиграции и беженцев, христиане были относительно малочисленной конфессиональной группой. Более того, наряду с православными христианами здесь жили и представители других ветвей христианства – католики и протестанты. Прихожан РПЦ в Сирии можно и вовсе пересчитать по пальцам, хотя Патриарх Кирилл успел побывать и там.
Кроме "отпускников", на русском в Сирии говорят единицы.
Использования георгиевских ленточек сторонами сирийского конфликта тоже до сих пор не фиксировалось.
Так в чем же связь русского мира и Сирии? Почему российские "отпускники" вдруг направили свои взоры на эту страну Ближнего Востока?
Возможно, это часто не замечаемое и еще реже упоминаемое в официальном дискурсе связующее звено заключается в сходстве тех моделей власти, на которых основана политическая система в Сирии и России.
Четвертым элементом русского мира является "русская власть" как особая система отношений между субъектами и объектами власти на всех уровнях – в повседневной жизни – между родителями и детьми, мужем и женой; внтури организаций – между начальником и подчиненным; и в политике.
Исследователи русской власти – Пивоваров, Фурсов, Макаренко – отмечают такие ее особенности, как:
– самоценность власти для ее обладателей;
– необязательность легитимации власти (принцип "я – начальник, ты – дурак, ты – начальник, я – дурак");
– наличие у субъекта власти одних прав, а у ее объекта – одних обязанностей;
– отсутствие у объекта власти возможности "достучаться" до обладателя власти;
– использование субъектом власти насильственных средств для навязывания своей воли.
По их мнению, именно такая модель власть преобладала на всем протяжении российской истории за исключением коротких периодов.
Привлекательность такой системы власти, однако, не ограничивается границами России. Восприимчивой к ней предположительно оказались многие жители Крыма, а так же ряда территорий на Востоке Украины.
Заложенные в основу фунционирования самопровозглашенных образований ДНР и ЛНР принципы вполне перекликаются с конституцией русской власти. Жестокая и самоценная власть, как нужно признать, не лишена привлекательности для некоторых и за российскими границами по состоянию до 2014 года.
Не исключено, что аналогичные предпосылки – наличествующий спрос на русскую власть, пусть даже и местного разлива – присутствуют и в Сирии среди поддерживающих президента Башара Асада людей. Сирийский лидер и его сторонники стремятся удержаться у власти любой ценой.
Иначе говоря, русский мир можно экспортировать везде, где основополагающие принципы русской власти находят отклик среди элит и как минимум части населения.
Говорить по-русски при этом не обязательно. Креститься в определенной последовательности тоже. И георгиевскую ленточку на одежду или машину привязывать не нужно. Важно лишь понимать и воспринимать власть в чистом виде, без ограничений и примесей. Именно такой она была и есть в России.
Последний вопрос – а зачем участие в сирийском конфликте самим носителям русской власти на ее родине, в России?
После последовательного исключения религии, языка и общей истории остается предположить, что дело, вероятно, в отвлечении внимания своих сторонников от неудачи на украинском фронте.
Маленькая победоносная война на Востоке Украины не удалась – она попросту привела в тупик. "Новороссия", этот проект по материализации русского мира, однозначно не состоялась. "ДНР" и "ЛНР" принесли российскому руководству больше проблем, чем дивидендов – как и послевоенную Чечню, эти образования приходится "кормить" из скудеющего бюджета, да еще и расплачиваться за это санкциями.
А показывать слабость обладателям русской власти никак нельзя. Соответствующая аура разрушится.
Объекты власти начинают задумываться о легитимации власти – точнее, о том, что ее нет, отсутствии шансов быть услышанными и, что самое ужасное – о своих правах. "Если власть не абсолютна, значит, на часть ее прерогатив могу претендовать и я, ранее удовлетворявшийся ролью маленького винтика всеобъемлющего механизма". А такие крамольные мысли разрушают основы власти в ее чистом виде, материализовать которую удалось именно в России.
Поэтому понадобилась другая маленькая победоносная война, теперь в Сирии.
Никакого другого разумного объяснения стремление российского руководства организовать массовый отпуск своих граждан на сирийском взморье, как представляется, не имеет.
Отпуск в Сирии – и за Крым, и за Донбасс, и за десант, и за спецназ.
Последствия для Украины
На первый взгляд, перенос основного удара авангарда русского мира на Сирию – это хорошая новость для Украины.
Воевать на два фронта всегда трудно, а уж тем более все глубже увязающей в кризисе и санкциях стране. Чем более масштабно присутствие России в Сирии, тем меньше шансов на активизацию боевых действий на Востоке Украины.
Однако новости хороши отнюдь не для всех в Украине. Причем речь идет даже не о первых лицах самопровозглашенных ДНР и ЛНР – об ударе по их амбициям и мечтам о завоевании территории "от моря до моря". На войну в Донецкой и Луганской областях можно было списывать все ошибки в действиях властвующей элиты в Киеве и в регионах. Если оказался не предателем или соглашателем – уже хорошо.
Однако замораживание конфликта лишает представителей украинской власти возможности мобилизовывать население в свою поддержку вопреки сохранению коррупции и отсутствию продуманной социальной, да и экономической политики.
Списывать на "временные трудности военного времени" теперь все труднее – а значит, и спрос с пришедших во власть после Революции достоинства будет другой.
Спрашивать с них теперь будут как раз по максимуму – насколько их политика совместима с уважением человеческого достоинства.
В этих условиях не исключено, что ряд аспектов русской власти, например, ее самоценность и стремление ее обладателей сохраниться у власти любой ценой, окажется привлекательным и для некоторых представителей новой украинской элиты. Наличие таких политиков тогда будет свидетельством успеха русской весны в Крыму и на Донбассе.
Русская власть по-прежнему имеет своих сторонников в Киеве – а значит, "воевали не зря". С такими людьми "всегда можно договориться".
И они рано или поздно обратятся в столицу русской власти за поддержкой.
Антон Олейник, профессор Университета "Мемориал" (Канада), специально для УП