Психологические атаки вместо военной силы
Свет клином не сошёлся на "Джавелинах" и "Стингерах".
В условиях крайней зыбкости ситуации на оккупированной части востока Украины,
самое время для мирной "вспашки мозгов", после которой количество стреляющего
в украинских солдат железа может значительно поубавиться,
а ряды "ополчений" – существенно поредеть.
"В ходе горячей дискуссии по поводу ситуации в Украине члены Совета Безопасности отказались поддержать позицию России. Представитель РФ Чуркин путём активного нанесения режущих ударов, ножом типа "финка", предпринял попытку изменить мнение присутствующих" (Сергей Лавров, из неопубликованного).
Логика путинских действий относительно Украины имеет схожую природу. Когда стало окончательно понятно, что пошли прахом десятилетние усилия кремлёвского агитпропа, борьба из сферы идей, обрушилась в "Русский мир" грязи и крови. В Крым десантировались "самооборонцы", а Донбасс начали утюжить танки бурятских "ополченцев".
"Неужели мы не сможем перехитрить, переговорить и переманеврировать?"
Возникает вопрос, как выстоять в условиях российского военного превосходства? Не надо размахивать мечом, мозг всегда обманет мускульную силу – советовал в таких случаях полководец Чжугэ Лян.
Для решения такого рода задач существует инструментарий информационно-психологического влияния.
Когда невозможно победить силой оружия, стоит сражаться за головы, а это куда более ценный актив, чем пассив груза 200.
"Мы никогда не сможем сравниться с коммунистами в изощрённой лжи, интригах и убийствах…
Но неужели мы не сможем перехитрить, переговорить и переманеврировать? За нами стоит очень творческая и изобретательная цивилизация" - размышлял специалист по психологической войне Лайнбарджер в разгар советско-американского противостояния.
Результат "Холодной войны" известен. Так неужели в свою очередь мы не сможем использовать все преимущества, которые даёт нам свобода?
Учитывая тот факт, что у большинства "путинофилов" атрофирована опция критического мышления, что делает их удобными мишенями для внешних информационных влияний.
100 летний опыт системного применения
Разработкой и проведением психологических операций* занимаются специальные подразделения, которые являются неотъемлемой частью любой современной армии. При этом, несмотря на кажущуюся модерновость темы, информационное оружие имеет столетний опыт системного применения.
"Если бы Антанта знала, какой яд их листовки вызвали в умах солдат, то они упразднили бы снаряды и в будущем бомбардировали неприятеля исключительно бумагой" - жаловался на результаты британской пропаганды в Период первой мировой высокопоставленный немецкий офицер.
Все последующие годы, эффективность воздействия "словом" росла.
Не осталась в стороне и украинская армия, в составе которой созданы соответствующие структуры. Однако тому что "не стреляет" и то что "не тендер", вряд ли уделялось некое приоритетное значение.
Поэтому было бы весьма смело ожидать, что, информационно-психологическая составляющая станет значимым фактором антитеррористической операции.
100 тыс. долларов, чтобы убить и 125, чтобы переубедить
Вместе с тем, консолидация внутреннего потенциала, привлечение внешней помощи даёт возможность аккумуляции мощного ресурса наступательного характера. В силу особенностей технологий, на создание средств информационной борьбы требуется сравнительно небольшие затраты и относительно короткий период времени.
К примеру, на модернизацию танка Т-64 необходимо порядка 400 тыс. долларов. За эти же деньги для целей АТО можно запустить десяток сайтов, издать пару ежедневных газет, отпечатать сотни тысяч листовок, создать и модерировать "группы поддержки" в Фейсбуке, Вконтакте.
А за полтора миллиона долларов, которые тратятся на производство одного танка "Оплот", организуется работу полноценной телерадиостанции, покрывающей своим вещанием территорию всей Донецкой области.
Что касается эффективности то в отличие от одного выстрела, "зона поражения" грамотной передачи измеряется многотысячной аудиторией.
Во время вьетнамской кампании американцы подсчитали: нужно 100 тысяч долларов, чтобы убить вьетконговца, и лишь 125, чтобы убедить его сдаться в плен.
Не "Джавелином" единым
"Слово побеждает" - этот девиз американских сил психологических операций может стать для нас хорошим планом и шансом перехватить инициативу. Но "слово" в данном контексте не виртуальный объект, а сплав высоких технологий и знаний.
Если союзники боятся помочь нам с "реальным", никто не мешает поддержать "виртуальным" оружием. Запад может вооружить нас технологиями, оборудованием информационно-психологической борьбы, и ещё большой вопрос, что более эффективно.
А помочь есть чем: системами мониторинга и технологиями обработки данных, оборудованием для радиоэлектронных и компьютерных сетевых атак, модульными типографиями, универсальными аудиовизуальными студийными комплексами, мобильными радиостанциями, громкоговорителями для "брони" и авиатехники.
Откровенно говоря, даже диктофоны и фотоаппараты-"мыльницы" не всегда имеются в распоряжении украинских офицеров, работающих в информационных подразделениях. Не говоря уже о таких "изысках", как беспилотники приспособленные для распространения листовок, звуковещания, теле- и радиоретрансляции.
Плюс ко всему, обучение и подготовка украинских военных американскими или европейскими специалистами служб психологических операций.
Свет клином не сошёлся на "Джавелинах" и "Стингерах". В условиях крайней зыбкости ситуации на оккупированной части востока Украины, самое время для мирной "вспашки мозгов", после которой количество стреляющего в украинских солдат железа может значительно поубавиться, а ряды "ополчений" – существенно поредеть.
Деморализовать, дезориентировать и дезорганизовать
Безусловным приоритетом является минимизация украинских потерь, путём снижения боеспособности и уровня общественной поддержки российского военного присутствия и сепаратистских движений на юго-востоке.
Объекты воздействия - боевики т.н. ЛНР/ДНР, военнослужащие российской армии, население оккупированных и прилегающих к ним территорий. Цель "обработки" - деморализовать, дезориентировать и дезорганизовать противника и его сторонников.
Если необходимо достучаться до боевиков "местного разлива" неплохо подпитывать их подозрительность к собственным командирам и заезжим гастролёрам. "Ты готов быть пушечным мясом?
Ты готов умереть за новых хозяев Донбасса?" - регулярное получение подобных смс-сообщений вряд ли укрепит моральный состояние и боевой дух. Подобную практику использовал ЦАХАЛ во время ливано-израильского конфликта 2006 года.
Постоянное залистовывание позиций боевиков с обещаниями гарантий безопасности способно в разы увеличить число сложивших оружие среди тех, кто не готов бежать в атаку "за Пушилина". Во время войны в Персидском заливе (1990 – 1991 гг.) на головы иракской армии было сброшено от 25 до 30 млн листовок. 70% иракских солдат сдались в плен, поверив их содержанию.
Для работы с гражданским населением оккупированной территории необходима организация круглосуточного радиовещания. Классика жанра и обязательное протокольное мероприятие для американской армии и сил НАТО.
При существующем высоком уровне недоверия к украинским СМИ среди значительной части населения оккупированных территорий юго-востока, подача новостей может быть оформлена, как продукт деятельности "республик".
Во время 2-й мировой войны британская радиостанция на немецком языке "Густав Зигфрид І" работала настолько виртуозно, что многие принимали её за рупор германского генерального штаба.
Если мы хотим использовать гражданский актив Украины, есть опыт времён арабо-израильского конфликта. Скачав специальную программу, каждый желающий мог выявлять Интернет-ресурсы с антиизраильскими высказываниями и принимать участие в виртуальных обсуждениях. Более 5 тысяч еврейских студентов стали участниками этого проекта.
Приёмов и техник реализации информационно-психологического воздействия накоплено множество. Необходимо создать возможности для их практического применения в украинских условиях.
И ещё один важный идеологический момент: "Специалисты по информационно-психологических операциям обнаружили, что наиболее эффективным оружием является правда" - замечает писатель Дуглас Валлер, а в случае с российской агрессией правда порой является нашим единственным активом.
*Термином "психологические операции" по принятой в странах НАТО классификации определяется весь комплекс мер информационно-психологического воздействия на войска и население противника.
Андрей Демартино, для УП
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.