Люби друзи 2.0
Что общего между губернатором Одесской области и президентом РФ? На первый взгляд, ровным счетом ничего. И тем не менее, есть. Оба опираются в своей работе на командный принцип.
Не в смысле приказов, хотя и в этом тоже. А в смысле согласия с тем, что успешная работа руководителя предполагает опору на ближайшее окружение проверенных людей.
Их не много. От 2-3 человек – до пары десятков. В случае президента РФ, это ядро команды так называемых "питерских". В случае губернатора Одесской области Саакашвили – команда, подобранная по результатам совместной работы в Грузии, имею в виду начальника ГУМВД Украины в Одесской области… и участия в международных либеральных "тусовках". Речь идет о Марии Гайдар, претендующей на вице-губернаторство.
Несмотря на идеологические разногласия и личную антипатию лидеров двух команд, эти команды строятся по сходным принципам. Личная преданность первому лицу ценится выше профессиональных качеств.
Факт личного знакомства с первым лицом стоит больше, чем все другие достижения в трудовой и прочей деятельности. Назначение на должность осуществляется по личной протекции первого лица, а не в результате открытого конкурса.
Пример губернатора Одесской области взят для большей наглядности. На самом деле властвующая элита во всех постсоветских странах – во всяком случае, в Украине, России и Казахстане – построена по "командному" принципу.
Возьмите президентов или руководителей регионального уровня любой их этих стран – первым делом они озабочены проведением "своих" людей на ключевые посты.
Первым делом – "любi друзi", ну а самолеты, в смысле дела (хотя в случае с губернатором Одесской области эта метафора имеет вполне конкретные обоснования), потом. И никак не наоборот.
Командный принцип работы государственной службы, с одной стороны, неизбежен в условиях низкой исполнительской дисциплины и низкого уровня доверия на государственной службе и к государственной службе вообще.
Однако он становится серьезным препятствием в проведении административной реформы.
Друга не уволишь, чтобы он или она не сделали. А при увольнении первого лица, он "уводит" за собой свою команду на новую должность. Примечательно, что ротация региональных руководителей в Казахстане привела не к изменению региональных элит, а к их перемещению из региона в регион.
Тревожит не то, что на ключевые должности в Одесской области приходят знакомые первого лица по Грузии и другим местам. В конце концов, свежая кровь – привлечение специалистов из-за рубежа – скорее желательна, чем губительна в нынешних условиях.
Она позволяет ломать сложившиеся на региональном уровне коррупционные схемы.
Ну, а россиянка на должности заместителя губернатора Одесса – это еще и красивый символ того, что конфликт между Россией и Украиной имеет, в первую очередь, не национальные мотивы.
Потенциально опасно то, что "варяги" действуют по тем же принципам, что и скомпрометировавшие себя местные политики. Окружают себя лояльными людьми, а не профессионалами. Строят и "водят" команды, занимаясь всем остальным лишь во вторую очередь.
Открытый конкурс – наиболее сильное средство против "командности" как основы государственного управления. В Украине он применяется все чаще, например, при наборе в патрульную полицию.
Примечательно, однако, что открытые конкурсы на замещение ключевых должностей в государственном аппарате, как на региональном, так и на общеукраинском уровне, по-прежнему, редки.
А кто мешал объявить открытый конкурс на замещение должности заместителя губернатора Одесской области по социальной работе?
Причем украинское гражданство могло быть предоставлено победителю по результатам конкурса, что привлекло бы к участию в нем и профессионалов-"варягов".
Дабы облегчить проведение подобных конкурсов и сделать информацию доступнее, соответствующие объявления можно было бы размещать на едином общеукраинском портале.
В общем, проблема не в невозможности, а скорее в нежелании отказаться от командного принципа в работе. Поэтому "винницкие" и "грузинские" просто занимают места "донецких", "днепропетровских".
Вывески на дверях меняются. Принципы кадрового подбора – остаются.
Антон Олейник, для УП