Кому и для чего необходим русскоязычный канал?

160 просмотров
Четверг, 02 июля 2015, 09:27
Павел ШереметПавел Шеремет
журналист, Украинская Правда

Новое медиа на русском языке в Европе – это очень трудный и амбициозный проект. Есть ли у него шанс или все сведется к банальному воровству чужих денег?

Чиновники Европейского союза активно обсуждают как противостоять российской оголтелой пропаганде. Задача благородная, но трудная, состоит она из двух компонентов.

Первый уровень - противодействие государственным российским пропагандистам, которые вещают на иностранных языках и обращаются к жителям Европы на их языках. И здесь, мне кажется, сильно беспокоиться не стоит, потому что Russia Today проиграет конкуренцию CNN, а если начнет переходить все границы разумного? и станет напоминать пропагандистов ИГИЛ, то технически проблема решается легко: при помощи рубильника.

Вторая часть задачи – это медиа для русскоязычных жителей Балтии, Украины и Беларуси и эмигрантов из бывшего СССР, живущих в Европе и США. Особенно это актуально в ситуации, когда внутри России и Беларуси ужесточается цензура и закрываются один за другим независимые информационные ресурсы.

Эксперты собираются на многочисленные семинары и консультации. Доноры обсуждают, кому дать денег, чтобы отбить пропагандистскую атаку. Циничные грантососы продуцируют многочисленные проекты, спекулируя на этой теме.

Можно ли создать в Европе новое мощное медиа для русских и русскоязычных зрителей и читателей?

Есть хорошие примеры создания и трансляции новостей из-за рубежа и противодействия государственной пропаганде.

У меня и моих коллег в Беларуси есть огромный опыт борьбы против государственной пропаганды и борьбы за читателя.

Мы открыли новостные сайты вне зоны давления и контроля белорусских властей и сделали их очень популярными и влиятельными. "Белорусский партизан" появился 9 лет назад как ответ на тотальную цензуру в Беларуси. Несколько белорусских сайтов покинули Беларусь и почти в полном составе перебрались в Польшу.

Популярные белорусские независимые медиа работают из-за рубежа или имеют юридические представительств за пределами Беларуси.

Для белорусов вещают, например, из Польши телеканал Белсат, 2 радиостанции и большой новостной сайт. "Белорусский партизан" был основан в России, но может уже работать из любой точки Европы.

И я не говорю о традиционных СМИ, таких как радио "Свобода". Я описываю проекты, которые были созданы за последние 15 лет для противодействия белорусской диктатуре.

Независимые медиа очень популярны в Беларуси, аудитория независимых медиа больше аудитории белорусских государственных медиа. Но Лукашенко правит уже 20 лет и собирается править еще как минимум 5. 60% белорусов поддерживают аннексию Крыма и обсуждают это так, словно речь идет об их стране, а не о России.

Означает ли это, что наш опыт отрицательный?

Похожий опыт появляется уже и в России. Например, сайт "Медуза" создали журналисты, которых уволили или они ушли сами из самого популярного сайта Лента.ру. Они открыли офис в Риге и формально являются латышской компанией, но работают на Россию и для российской аудитории.

Есть опыт телеканала олигарха Гусинского, который вещал в США и Израиле. Хотя он не имел большого успеха даже в России.

Финансирование сайтов и газет - это очень простой вопрос. В каждой из этих стран есть очень интересные и сильные локальные информационные ресурсы. И почти все они на русском языке. Их поддерживают различные фонды, и они будут жить дальше. Здесь нет темы для дискуссии и подробного анализа. Эти ресурсы несут благородную миссию правды, но они не могут справиться с мутным информационным потоком из Москвы.

Проект нового глобального телевизионного канала на русском языке – только он может противостоять пропагандистскому тайфуну. Но реально ли это сделать, и в чем заключаются основные проблемы?

Важный вопрос, безусловно, это - аудитория нового телеканала. Кто потенциальные зрители такого телеканала?

Я считаю, что сейчас бессмысленно ориентироваться на жителей России. Мы не сможем противостоять пропаганде российских государственных медиа. Это в Беларуси государственные медиа - глупые, серые и неинтересные. В России пропаганда очень яркая, профессиональная, политическая информация упакована в красивые и дорогие шоу, блокбастеры и спорт.

Ключевые рынки для нового медиа - 5 базовых стран – Украина, Молдавия, Балтийские страны. Частично Беларусь. Я не верю, что этот телеканал получил разрешение на вещание в Беларуси. Возможно, следует рассматривать Грузию, Армению и Азербайджан как потенциальные рынки. Еще есть Казахстан и Средняя Азия.

Новый телеканал должен вещать не на тех, кто живет в Украине или в Польше и понимает русский язык. Авторы такого ТВ должны обращаться именно к тем, кто считает себя частью русского мира, для кого Россия и русская культура являются культурными ориентирами.

Я не вижу смысла вещать для украинцев, пусть даже тех, кто работает в России. 3-5 миллионов украинцев живут и работают в России, но пусть украинское телевидения ведет борьбу за их души и умы самостоятельно.

Задача амбициозного ТВ-проекта - не превращать плохих украинцев в хороших, не делать из украинцев патриотов. Задача - рассказывать русским в Украине на русском языке про русский мир с позиции общих цивилизационных ценностей единой Европы, а не с точки зрения русского национализма и изоляционизма.

В Молдавии, кстати, самые популярные медиа - русские и на русском языке. Даже популярные газеты, которые принадлежат жителям Молдавии, выходят на русском, а не румынском языке.

Ключевым моментом нового проекта является доверие. Как заслужить доверие аудитории?

Мы уважаем радио "Свободу" и ценим профессионализм их сотрудников, но сколько нас таких - 3% или 5%? Фанаты Путина не слушают "Свободу".

У фанатов Путина нет недостатка в информации. Весь мир лежит перед их ногами 24 часа в сутки. В перерывах им показывают американские фильмы и красивые музыкальные шоу.

Да, 40 лет назад было тяжело пробить советский firefall, но сейчас сделать это намного проще. В этом шанс новых медиа, вещающих из Европы. Но в отличие от советского времени сейчас зритель сыт, у него все есть и его нельзя увлечь музыкальными программами из Лондона или иллюстрациями из "Плейбоя".

Доверие - большая проблема. Мы знаем пример телеканал "Аль-Джазира". Но популярность его состоит в том, что это был арабский взгляд на арабский мир для американцев. Без границ. Просто для американцев и американских арабов. Арабы сделали очень качественный канал о своем мире на языке Америки и Европы.

Поэтому так важно, кто будет делать этот телеканал. Я уверен, что не сработает вариант типа – "сейчас поляки из Варшавы нам расскажут, как все происходит на самом деле в Москве". Или журналистам из Лондона лучше видно, что происходит на востоке Украины: "не верьте русским, которые сейчас вещают с Донбасса".

Все-таки русским про русский мир должны рассказывать русские, которые по популярности и доверию могут соперничать с ведущими и журналистами государственных российских медиа, с российскими пропагандистами.

Еще одна проблема - контент. Мы обсуждаем информационный телеканал, как СNN или "Аль-Джазира", или мы говорим о большом телеканале с общим контентом?

Опыт "Евроньюс" показал, что аудиторию не интересует квазителевидение - видеопоток информации без ведущих и субъективных оценок. Это должен быть полноценный информационный продукт.

И это не должны быть новости Брайтон-Бич или новости Тель-Авива, или репортаж из русского ресторана в Берлине.

Конечно, Украина - лучшее место для базового офиса телеканала. Но его невозможно сделать успешным без кооперации с рынками стран Балтии. Там есть опыт вещания на русском языке, который частично делали компании в Риге и Вильнюсе.

И последнее - необходимо четко понимать – это коммерческий проект или некоммерческий. Коммерческий не в том смысле, что он приносит денежную прибыль, об этом говорить точно пока бессмысленно. Коммерческим я называю проект, который ориентирован на постоянный рост аудитории, рекламу и успех.

Я не вижу смысла создавать второе радио "Свобода" или "Голос Америки" только в виде телевидения. У создателей такого проекта должна быть четкая миссия и бизнес-план развития проекта. Иначе Европа потратит сотни миллионов долларов на этот проект, но он никому не принесет радости, кроме нескольких топ-менеджеров, которые на деньги американских или европейских налогоплательщиков построят себя большие и красивые дома.

Главная проблема в появлении нового российского телеканала, вещающего из Европы и для русских и русскоязычных, заключается в том, что нет главного героя - человека, который рассматривал бы эту задачу как свою миссию и готов был пожертвовать на ее реализацию свою жизнь и свои деньги.

Таким человеком мог бы стать Ходорковский, но он рассматривает ТВ как инструмент, а не как самодостаточный проект.

В интернете есть похожий герой – главный редактор "Медузы" Галина Тимченко. Такие же люди - создатели "Хартии-97", "Белорусского партизана", "Еврорадио". К сожалению, нет такого человека среди создателей Белсата, потому что это институциональный проект польского государства, а не группы фанатов, и в этом его слабая сторона.

Если появится подобный миссионер в телевидении или группа миссионеров, тогда есть шанс и для новой русской "Аль-Джазиры" или CNN. В противном случае, все это выродится в освоение бюджетов с низкой эффективностью и ничтожной пользой для аудитории.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)