Всё ли простое – гениально или что делать с "Д/ЛНР"

580 просмотров
Четверг, 18 июня 2015, 12:29
Олег СаакянОлег Саакян
политолог, соучредитель Национальной платформы "Диалог о мире и безопасной реинтеграции"

В Украине нет, и никогда не было сепаратистского движения на востоке страны. Это – не гражданское противостояние. Это – военная агрессия сопредельного государства, которая носит гибридный характер. Если вы считает иначе, то смело проходите мимо – статья не для вас!

С оставшимися хотелось бы начать дискуссию с констатации сложившейся ситуации. Сегодня существуют два подхода относительно блокады/неблокады оккупированных территорий, или лучше – населения Востока Украины.

Один из них, условно, представленный бывшим губернатором Донецкой области Кихтенко, гласит, что с "ДЛНР" стоит вести диалог, и не применять блокаду.

Её же повторяют и другие "говорящие головы" местной так называемой элиты.

Второй – диаметрально противоположный, впадающий в не меньшую крайность, олицетворяемый губернатором Луганской области Геннадием Москалем. По его мнению, нужно фактически отсечь неконтролируемые территории от любой связи с Украиной. И этот подход находит всё большую поддержку во властных кабинетах.

Характерными особенностями обеих позиций являются максимальное упрощение понимания ситуации и поиск простого и, с точки зрения геополитического масштаба проблемы, примитивного ответа.

Подобные мнения находят свой отклик, как в кругу политической элиты, так и в обществе.

Подобное впадание в крайности является результатом множества факторов: усталость от войны на фоне постреволюционного разочарования; активные действия РФ по люмпенизации украинского общества – декультивация мыслительных процессов и инспирации бинарной, читай примитивной логики: свой/чужой, черное/белое, герой/предатель – задача которых все больше изводить украинское общество изнутри.

Условный принцип такой логики: на каждого ватника должен быть вышиватник. Также, такому восприятию способствует попытка объяснить реальность и ответить на "поставленные войной вопросы" относительно оккупации.

А коллективный опыт, приобретенный со времен второй мировой войны – другого опыта за последние полвека не было – возрождает навязанный сталинской пропагандой миф о том, что на оккупированных территориях могут быть только предатели и отдельно взятые герои, правда, посмертно. Особое внимание этой теме уделяет профессор ДонНУ Стяжкина.

В результате, Украина уже год не может сформировать государственную стратегию относительно этих территорий, заставляя нас дальше вытаптывать мертвую тропу от одной крайности к другой.

В сложившейся ситуации отдельные попытки предпринять действия на уровне государства закономерно находили свою реализацию лишь по форме, а не по сути.

Остановка выплат пенсий преобразилась в пенсионный туризм; режим усиленного контроля по приграничью – в античеловеческий пропускной режим, направленный не столько на террористов, сколько на население, пытающееся убежать от кошмаров войны, и вынужденное проходить 7 кругов ада – официальной продолжительностью в несколько недель или же оплатой в среднем 1200 гривен.

"Заморозка" экономической и хозяйственной деятельности переродилась в крупнейший рассадник коррупции, измеряемый миллионами долларов или тысячами фур, кому как удобнее считать.

Поиск выхода из такой ситуации должен заключаться, прежде всего, в определении цели, которую ставит перед собой Украинское государство.

Поиск мирного урегулирования и всяческое отсечение марионеточных республик с попытками построить без них процветающую Украину – больше отвечают интересам Москвы, нежели Киева.

Действия Путина показали, что его цель не отдельно взятые территории, а разрушение или дискредитация проекта "независимая Украина".

Соответственно наша стратегия и выбор инструментария кроются в восстановлении и укреплении Украины в границах до начала российской агрессии –  деоккупация Донбасса и Крыма.

Мы являемся жертвами гибридной войны – агрессии с комплексом скоординированных операций традиционных и непринятых форм, на различных фронтах, имитирующих гражданское противостояние.

Поэтому из двух возможных принципов "первичны территории, люди вторичны" или "прежде всего люди, а уж потом территории" – первый отпадает сам собою.

Его эффективность кроется глубоко в периоде колониальных и линейных войн, да и баланс военной силы Украины и России далеко не в нашу пользу.

Исходя из такого противостояния и поставленной цели, следовало бы оккупированные территории возвращать с помощью решительных государственнических действий со стороны центральной украинской власти.

Такие действия призваны демонстрировать, что независимая Украина дорожит каждым своим гражданином, а это значит целый ряд государственных программ помощи населению при выезде с оккупированных территорий, максимальные программы поддержки по трудоустройству, по психологической адаптации переселенцев, по налаживанию телевизионных коммуникаций и радиовещания на оккупированных территориях.

Гуманитарная помощь должна оказываться не от имени фонда Ахметова, или какого бы то ни было другого олигарха, а от имени украинского правительства.

Для жителей оккупированных территорий в соседних подконтрольных Украине районах нужно создать пункты государственного присутствия, где эти жители могли бы получать все необходимые украинские услуги.

А при малейшей агрессии со стороны оккупантов по пересечению демаркационной линии – фиксировать нарушения прав человека, создавая тома для Гаагского трибунала.

Наша борьба лежит на ключевых фронтах: военном, информационно-культурном, дипломатическом и экономическом.

О военном уже было сказано: сегодня нам приходится сохранять status quo, иными словами – "окопаться", сдерживать натиск и не поддаваться на провокации.

О культурно-информационном можно говорить много, это тема для отдельной дискуссии. В сухом остатке, мы вынуждены констатировать, что глубина нашего информационного проникновения порою даже не переходит географических границ Украины.

А на оккупированных территориях единственным эффективным каналом входа информации являются межличностные связи с выехавшими в "независимую Украину" граждан.

Вопреки ожиданиям, к сожалению, на культурно-информационном фронте Украине за год так и не удалось из фазы оборонительной перейти в фазу наступательную и использовать данный ресурс.

На дипломатическом фронте – мы очень ограничены. С отсутствием ожидаемых изменений в стране и провинциальностью мышления политических лидеров, дискредитируется состоятельность украинской государственности, а международная субъектность становится скорее ситуативной и декларативной, нежели устойчивой и незыблемой.

Однако, к счастью для Украины, и к сожалению для нашей так называемой политической элиты, здесь практически всю работу за нас делают наши западные партнеры.

Относительно экономического фронта, хотелось бы заметить, что нам на руку играет высокая интегрированность и зависимость экономики Донбасса от Украины.

Подобная связь способна, при грамотном и взвешенном ее использовании, формировать внушительные группы населения с потенциально украинским ориентиром.

Человеческие амбиции и желание жить хорошо здесь могут сделать половину работы за нас.

Используя это, Украина может играть как на короткую, так и на долгую дистанцию.

Первое заключается в ведении экономической деятельности с неподконтрольными территориями, руководствуясь банальной выгодой и эффективностью для их последующего возвращения.

Товары первой необходимости поставляем, а всё что может позволить начать собственное производство – нет.

Покупаем, то, что нам необходимо, отказываясь от "тортов и майонезов".

Игра на долгую дистанцию – это построение конкурентной модели развития, перспективы длинного горизонта для украинцев, как на оккупированных территориях, так и на "большой Украине".

Ситуация на Донбассе показала, что советско-пролетарская система координат себя исчерпала, ей на смену, по законам развития общества, должен прийти прагматичный капитализм.

Исходя из вышесказанного, РФ имеет проигрышную ситуацию – что может люмпенская Россия предложить ориентированному на международные рынки Донбассу?

В то же время, у Украины, на фоне терпящей кризис договорняково-базарной модели, есть шанс предложить новую современную экономическую систему, программу социального обеспечения – очертить дорожную карту и показать направление движения.

Мудрость политика заключается в том, что любую сложность на своем пути стоит расценивать не как преграду, а как стимул.

Тогда наши проблемы превратятся в наши потенциальные возможности. Проще говоря, все наши действия в отношении оккупированных территорий должны быть соизмеримы с нашей главной целью – восстановить государственную целостность.

И принимать решения нужно только ответив на вопрос: приближает ли это нас к цели?

P.S. Так все ли простые решения гениальны? Возможно, в сложных ситуациях стоит поломать голову над комплексными решениями ради достижения цели, тем более на кону стоит Украина, а она у нас одна…

Олег Саакян, политолог, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)