Недра Украины: добывай и делись
Почему Япония, не имеющая полезных ископаемых, является одной из наиболее индустриально развитых стран, а богатые ресурсами Монголия, Ангола, Россия – гораздо менее успешны? К ситуации в Украине вполне применим термин "ресурсное проклятие".
Страна с природными богатствами часто имеет неразвитую экономику, чрезвычайно высокий уровень коррупции и социально-экономического расслоения, авторитарный режим у власти и повышенный риск вооруженных конфликтов.
К тому же, в таких странах до рядовых граждан доходит мизерная доля доходов от добычи и продажи ресурсов, основная часть оседает в карманах чиновников и собственно добывающих компаний.
Кому выгодна прозрачность
На эту проблему давно обращала внимание общественность, добиваясь введения правил справедливого и прозрачного распределения ресурсов в таких странах.
В 2002 году в Лондоне была создана международная Инициатива прозрачности в добывающих отраслях (EITI) - коалиция правительств, общественных организаций и добывающих кампаний, которые поставили себе целью внедрение прозрачности в расчетах между теми, кто добывает, и правительствами, которые контролируют соответствующие территории.
Суть инициативы проста: страна, которая декларирует участие в инициативе, готовит ежегодные отчеты о том, сколько денег государство получило от добывающих компаний.
Украина – среди кандидатов EITI с 2013 года. Сейчас основное наше обязательство – подготовить к 17 октября этого года первый отчет о прибылях добывающих компаний и их платежи государству за 2013 год.
В первом отчете будут отражены только положение дел в нефтегазовом секторе, а уже в второй – за 2014-й будет касаться добычи угля и других полезных ископаемых (в частности, железной руды, которую добывают предприятия Рината Ахметова, Вадима Новинского и Константина Жеваго, а также ильменита, в котором заинтересован Дмитрий Фирташ).
И хотя такая прозрачность не выгодна ни олигархам, ни чиновникам, недавние скандалы вокруг "Укрнафты" и "Укртранснафта" – еще одна иллюстрация того, как на самом деле срочно нужны такие новации.
К примеру, публикация подробных данных о себестоимости добычи газа "Укргаздобыча", может прояснить ситуацию с повышением тарифов для населения. А когда свои платежи в казну обнародуют и частные добытчики газа, можно будет оценить адекватность нынешних ставок платы за недра, установленных Кабмином.
Добываешь - обустрой
Кроме того, в закреплении требования прозрачности на законодательном уровне заинтересованы местные общины, ведь их "отношения" с добывающими компаниями часто очень непросты.
"Мы и так готовы открывать всю информацию. Мы работаем в таком режиме, так как мы государственное предприятие", – уверял журналиста Информационной кампании Stronger Together в Харькове директор "Укргазвыдобування" Юрий Фесенко.
А заместитель губернатора Харьковской области Евгений Шахненко уверен, что закрепление подобных норм на законодательном уровне крайне важно для "безопасности жителей области".
За то, что в регионе "разрешают" добывать полезные ископаемые, операторы должны выполнять социальные обязательства перед местной общиной. По крайней мере, такова практика западных стран. У нас же эти обязательства часто не просто не выполняются, но и не никак "закреплены" в договоре с местной властью.
Например, на Харьковщине "Укргазвидобування" должна в этом году потратить около 20 млн грн на строительство водопроводов, газопроводов, дорог, а также ремонт детсадов и школ.
Будут ли деньги выделены на практике – неизвестно. Ведь, например, на Черниговщине, по данным местного корреспондента Stronger Together, с "Укрнафтой" были заключены инвестиционные договора, согласно которым они должны были ремонтировать дороги, школы, фельдшерско-акушерские пункты, но по итогам 2014 года в местный бюджет не поступило ни копейки, деньги частично выделяли в 2012 и 2013 гг.
"По состоянию на 25 мая 2015 года задолженность добытчика – 216 млн грн и это только по Талалаевскому району. Решение суда о блокировке счетов оператора до сих пор не выполнено, – сетует и.о. главы Талалаевской райгосадминистрации Анатолий Дупа. – Например, мы запланировали работы по установке очистительной станции за 1,5 млн грн, но работы пришлось остановить из-за нехватки денег".
Ну и самое главное – с этого момента чиновникам будет намного сложнее требовать за доступ к месторождениям "неофициальных" взносов от операторов.
Ведь сейчас в Украине это обычная практика. Например, корреспондент Stronger Together из Сватово (Луганская область) встретился з харьковским предпринимателем, который хотел разрабатывать меловые месторождения на Харьковщине.
"Для того чтобы законно разрабатывать месторождение нужно было лицензию на его разработку, в свою очередь для ее получения нужно было организовать геологоразведывательную экспедицию, сумма общих затрат на мероприятия – до 150 тыс. долларов, говорит предприниматель, вначале необходимо было обращаться в Киев для согласования.
Там, в министерстве сведущие чиновники отвели меня в сторонку и предложили поспособствовать продвижению моего вопроса. И цена вопроса была просто смешная – 1 миллион долларов. И без гарантий. Взвесив все "за" и "против" я решил отказаться от этой идеи." - делиться несостоявшийся предприниматель.
По словам аналитиков Stronger Together, полноценное внедрение принципов прозрачности в добывающих отраслях даст возможность не просто верить "на слово" местным чиновникам, но и контролировать добывающие кампании в их деятельности и иметь четкое представление о том, сколько они заработали, в каком объеме могут профинансировать социальные проекты на местах.
Пока же "прозрачность и социальная ответственность", скорее, приоритет зарубежных компаний.
Корреспондент Stronger Together из Изюма (Харьковская область) утверждает, что британцы Shell реализовали в регионе социальные программы (финансирование программ громад) даже когда решение о разработке месторождений еще не было принято.
В Близнюковском и Первомайском районах компания собиралась выделять деньги на проекты доступа к питьевой воде, водоснабжения, защиты внешней среды. Но сейчас в силу экономической нецелесообразности и войны на Донбассе разведывательные работы остановлены.
В то же время, по информации изюмского корреспондента, ГП "Шебелинкагазвыдобування" (контролирует 36 месторождений в Харьковской, Луганской, Донецкой, Полтавской областях) считает работу с местными общинами второстепенной.
Например, на территории Студенокской сельской рады Изюмского района уже давно ведут разведывательные работы, но до сих пор не разработали плана взаимодействия с местной общиной: люди возмущены, что поля загрязнены, а в местный бюджет не попало и копейки.
Первоочередная задача в этом контексте – принятие законопроекта №2591 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усиления прозрачности добывающих отраслей".
В мае президент DIXI Group Елена Павленко акцентировала внимание на том, что "чтобы в июле уже иметь открытыми все необходимые данные, в июне нужно принять закон, а значит, просто необходимо пройти первое и второе чтение в мае". Но по состоянию на конец мая общественные активисты все еще добиваются включения его в повестку дня за ближайшем, уже июньском, заседании Верховной Рады, ведь конечный срок публикации отчета EITI – менее чем за полгода.
Денис Горбач, Валентина Кузык, аналитическая команда Информационной кампании Stronger Together, для УП