Где границы "русского мира"?
Установившееся в зоне боевых действий на Востоке Украины некоторое равновесие не закрыло вопрос о том, где на самом деле проходят границы "русского мира".
Контуры так и не состоявшейся Новороссии, видимо, оказались слишком велики.
Ограничивается ли "русский мир" на юго-западе нынешней линией фронта в ряде районов Донецкой и Луганской областей Украины?
Какова вероятность его экспансии в северо-западном, в частности, Прибалтике, и юго-восточном – Казахстане – направлениях?
Для ответа на эти вопросы стоит рассмотреть возможные составляющие той неизвестной, но важной для понимания нынешней российской политики конструкции, которую называют "русским миром".
География в современной России – более чем отрасль знания. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на состав руководства Русского Географического Общества. Его Попечительский Совет возглавляет Путин, а президентом является министр обороны Шойгу.
Поэтому стоит ли удивляться тому, что ныне замораживаемый конфликт на Востоке Украины начинался с географических карт?
Разосланные от имени заместителя председателя Государственной Думы РФ Жириновского в МИДы соседей Украины – Польши, Венгрии, Румынии карты изображали границы "обновленной" Украины и определяли, на какие ее территории могли бы претендовать соседи.
В "русский мир", согласно этим планам, включались девять регионов юго-востока Украины – от Луганска до Одессы, в том числе, и Крым. Критерий близости к границам соседей использовался в обосновании территориальных притязаний.
С этой точки зрения, "русский мир" потенциально включает все "ближнее зарубежье" как зону влияния и исключительных национальных интересов России.
В качестве другого аргумента при определении контуров "русского мира" является язык. Русский язык.
Любой носитель русского языка рассматривается в качестве потенциального субъекта "русского мира". Отторжение Крыма от Украины и его превращение в два субъекта Российской Федерации происходило под флагом защиты русскоязычного населения.
Колумнист "Российской Газеты" и по совместительству Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин вот что говорит в этой связи: "Именно потому, что после принятия нового закона о языке подготовленный к отправке в Крым "вооруженный майданный десант " намеревался предъявить проживающим там гражданам свои представления о гражданственности и равноправии акциями "хто не скаче, той москаль" и воплями "москаляку на гиляку", а также силовыми действиями, – Россия воспрепятствовала такому вопиющему нарушению прав крымчан".
Буквальное толкование принципа "русский язык – это паспорт в "русский мир", однако, требует уточнения роли нелитературного русского языка, или мата.
Считать ли субъектами "русского мира" всех, кто ругается по-русски?
Русский мат глубоко проник в язык некоторых стран. Так, наиболее кассовый литовский фильм Redirected можно смотреть без русского перевода, настолько русский мат проник в повседневный язык изображаемых групп литовского населения.
Было бы интересно узнать мнение судьи Зорькина о признании Россией "обязанности защищать" в отношении этих менее образованных, но знающих some Russian людей.
Еще одним возможным пропуском в "русский мир" считают религию. С этой точки зрения, человек не обязательно должен быть этническим русским или говорить по-русски. Русский мир – это мир православных.
Ключевая роль православия отражена в принципе Православие – Самодержавие – Народность как основания "русской идеи". Российский историк Соловьев использует в этой связи религиозную метафору: "Церковь, национальное государство и общество образуют "социальную троицу".
Теперь о народности в современном контексте. Видимо, не случайно в названиях самопровозглашенных республик в ряде районов Донецкой и Луганской областей Украины, ДНР и ЛНР, присутствует слово "народный".
Народность – это общинность, признание приоритета коллективных интересов над индивидуальными.
В терминах известного исследователя организационной культуры Хофстеде, народность присуща любой культуре, в которой приоритет отдается коллективизму, а не индивидуализму.
К числу таких культур относятся арабские и латиноамериканские страны. Войдут ли и они в "русский мир"?
Наконец, третий элемент "социальной троицы", самодержавие. Точнее, определенная модель власти, материализацией которой на национальном уровне до революции 1917 года было самодержавие.
Исследователи "русской власти" – прежде всего это Пивоваров и Макаренко и их " Русская власть: теоретико-социологические проблемы" – отмечают такие ее особенности, как самоценность власти для ее обладателей, отсутствие ограничений и обоснований власти, насильственные техники навязывания воли и отсутствие прав у подчиненных такой власти людей.
Последние имеют лишь обязанности, но не права.
Если быть последовательным в применении последнего критерия, то субъектом "русского мира" является любой человек, принимающий "русскую власть" как в повседневности, например, в отношениях с начальством, так и в политике.
В частности, соглашается с существованием "вертикали власти", отрицает необходимость разделения властей и поддерживает агрессивную внешнюю политику.
Он видит единственный путь к обеспечению порядка в признании своей зависимости от властей и в наделении их неограниченными полномочиями.
Такого субъекта "русского мира" можно определить не по православному крестику на шее и не по русской речи, а по тому, как он ведет себя по отношению к представителям власти – от непосредственного начальника до главы государства.
Границы между "русским миром" и другими мирами тогда обусловлены готовностью людей в той или иной культуре согласиться с безусловным и полным подчинением носителю власти.
Адам Мицкевич хорошо отразил эту границу "русского мира" в "Пане Тадеуше". В отличие от сегодняшнего дня, когда главный вопрос заключается в том, принадлежит ли "русскому миру" Украина или ее часть, в 19 веке аналогичный вопрос стоял в отношении Польши:
"То время доброе давно умчалось, паны,
Когда шляхетские разнузданные страсти
Обуздывать могли без полицейской власти,
И свято верили и уважали право,
Порядок с волей был, и шла с богатством слава!
Меж тем в чужих краях немало есть драбантов,
Чинов полиции, констебелей и сержантов,
Но там, где служит меч порукою охраны,
Не верю, чтобы там была свобода, паны!".
В качестве предварительной гипотезы можно предположить, что сегодня именно согласие с определенной моделью власти, "русской властью", и определяет принадлежность к "русскому миру" конкретных индивидов и групп людей.
"Русский мир" простирается там, где единственным основанием порядка видится власть. Власть ничем не обоснованная, безграничная и беспощадная.
Антон Олейник, для УП
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.