Про ТВi и двуличных политиков
23 марта прекратил свое вещание телеканал ТВi. Почти за два года до этого, в конце апреля 2013, этот канал захватили рейдеры. С этого момента началось его медленное угасание.
Давид Жвания, который содержал ТВi после его захвата, дотянул до окончания парламентских выборов и бросил за ненадобностью.
На заглушке в кабельных сетях, где раньше вещал ТВi, повесили оптимистическое объявление, что мол канал еще окончательно не умер, и якобы кто-то занимается его технической оптимизацией.
Может быть, нынешние хозяева лихорадочно ищут, кому еще раз втюхать ворованное? Обещали возобновить вещание 29 марта. Не случилось.
Особенно мне понравился в том объявлении некий успокаивающий призыв: "Вы всегда можете смотреть другие информационные каналы, которые безусловно удовлетворят все ваши потребности. Надеемся на вашу лояльность и понимание". И не надейтесь!
Обманутые журналисты сейчас пикетируют офис телеканала, требуя вернуть им хотя бы долги по зарплате.
Так совпало, что именно 23 марта, в день отключения ТВi, журналисты узнали, что бывший директор телеканала, а ныне депутат парламента Николай Княжицкий, который подозревается в причастности к рейдерскому захвату канала в 2013 году, находится в розыске Интерпола по запросу Камбоджи за изнасилование. Все увлеклись выяснением этой пикантной истории, насиловал ли кого-то глава комитета Рады по духовности или нет.
К сожалению, печальная история ТВi отошла на второй план. Через сутки Интерпол приостановил розыск - МВД Украины официально уведомило международную организацию о местонахождении Княжицкого и о намерении сообщать дополнительно обо всех его передвижениях.
Депутат Княжицкий, конечно же, объявил все происками российских спецслужб и местью за его борьбу с российскими телесериалами. Обвинения в причастности к захвату ТВi он еще задолго до Майдана списывал на происки Кремля и, почему-то, Газпрома.
Когда рейдеры под прикрытием бывших сотрудников, связанных с Княжицким, захватили телеканал, мы быстро установили, что за этим стоит вице-премьер Арбузов. Тогда, в 2013 году семья Януковича последовательно уничтожала все самостоятельные медиа, готовясь к выборам президента в 2015 году.
Помните, Курченко заплатил дурные деньги за медиахолдинг УМХ? Кого они купить не могли, тех уничтожали. ТВi решили нагло рейдернуть, тем более хозяин канала - российский бизнесмен Константин Кагаловский жил в Лондоне и особо ситуацию не контролировал.
Я тогда написал открытое письмо Арбузову и просил его не заниматься этой авантюрой: "В двух словах – о ситуации вокруг телеканала ТВi. 23 апреля бывшие менеджеры канала, понимая, что теряют возможность контролировать ТВ, подделали документы и захватили офис телекомпании. Это классическая рейдерская атака, которых в Украине мы все наблюдали уже не один десяток. Разница лишь в том, что на этот раз атаковали не цементный завод или колбасных цех, а телеканал. Представители законного собственника, директор оффшорной компании и адвокаты, которые прилетели с Кипра, уже официально подтвердили, что документы, которыми прикрываются рейдеры Альтман, Радченко и Шевченко – поддельные.
Вдохновителем этой атаки, как становится все более очевидно, является депутат Верховной рады, бывший генеральный директор телеканала Николай Княжицкий, который на самом деле всем там рулит и ведет переговоры с бастующими журналистами, но прячется за спинами перечисленной тройки мерзавцев".
Опубликовав этот блог на "Украинской правде", я отправился в гостиницу Нацбанка, где в этот момент находился Арбузов, и попросил начальника личной охраны вице-премьера обязательно проследить, чтобы тот письмо внимательно прочитал. Привет от Арбузова я получил менее чем через час.
Княжицкий ничего умнее не придумал, как в ответ на мое открытое письмо Арбузову настрочить быстренько письмо главе ФСБ России, мол заберите агента Шеремета, он "задание выполнил, втянул Украину в Таможенный союз и может уезжать", ну и прочий бред.
С тех пор повторяет версию про агентов ФСБ и "российский след", до Майдана делал упор на кознях "Газпрома", после - на месть за его якобы борьбу с российскими сериалами.
ТВi был неплохим каналом. Создавала его профессиональная команда российских и украинских журналистов. Там в разное время работали Евгений Киселев, Роман Скрыпин, Дмитро Гнап, Богдан Кутепов, Мустафа Найем, Настя Станко и многие другие. Даже после того, как владельцы телеканала - Гусинский и Кагаловский - разругались, канал не умер, и туда приходили работать все, кто не мог из-за цензуры оставаться на крупных каналах.
Кагаловский не вмешивался в дела Княжицкого и долго ему доверял. Именно Кагаловский пристроил Княжицкого в избирательный список Яценюка. Это было довольно просто - на ТВi при Януковиче ходили все представители оппозиции, потому что на остальных телеканалах их особо и не ждали. Мы как-то быстро забыли времена Януковича и то, что тогда творилось в медиапространстве.
После рейдерства ТВi стал быстро затухать, и к началу Майдана это был едва живой серенький телеканал, обильно выкрашенный в белый цвет.
Княжицкий, в то время как его товарищи-акционеры провели несколько манипуляций с торговыми знаками и важными активами компаний, владевших ТВi, попытался затеряться в толпе. Cоздал "Эспрессо", в интерьерах которого мы узнаем некоторые декорации разгромленного ТВi.
Кагаловский долго судился. В Великобритании суд приговорил к 2 годам бизнесмена-мошенника Альтмана, которого Княжицкий привел на канал и назвал новым "инвестором". В Украине, уже после Майдана суд признал захват канала незаконным и постановил вернуть его законным владельцам. Но к тому времени его еще дважды перепродали с фирмы на фирму, выводя оттуда активы и запутывая следы. Давид Жвания отжал с канала последнее, используя ТВi как козырь в попытках договориться с Порошенко во время президентских выборов и парламентских. Теперь канал не нужен и ему.
К сожалению, Кагаловский перестал активно бороться - даже в случае окончательной победы он получит выпотрошенную, растерзанную компанию с кучей долгов и репутационными издержками. Кагаловский, конечно, не простит Княжицкому и Жвании, но телеканал это уже не спасет. Никто уже этого от него и не ждет.
В этой истории меня возмущает только одно – насколько ловко жулики и мошенники в Украине научились все списывать на ФСБ, российских диверсантов и происки Кремля. Их просят вернуть награбленное, они в ответ кричат, что все обвинения - происки российских спецслужб. Заводят на предприятия боевиков и громко всем рассказывают, что борются с российскими диверсантами.
Николай Княжицкий родом из Львова и, наверняка, знает историю своего земляка, депутата Галицкого сейма в 1860-1880 годов Никиты Хруня.
Депутат Хрунь на словах пропагандировал идеи защиты украинских крестьян и защиты украинских интересов. На деле же Хрунь всегда отстаивал интересы польских помещиков. Измену Никиты Хруня высмеивал тогдашний сатирический журнал "Страхопуд".
В результате слово "хрунь" превратилось в имя нарицательное, синоним двуличных политиков. Прозвище "хрунь" получило широкое распространение во время австрийской и польской оккупации украинских территорий. Сейчас вошло в литературный язык также в смысле подлого, коварного человека.
Депутат Княжицкий – это хрунь современной украинской политики.
Раньше Украиной управляли воры и бандиты, теперь страна попала в руки проходимцев и популистов, которые очень быстро начнут воровать, если этому не поставить заслон.
Кстати, сейчас Николай Княжицкий активно обхаживает европейские структуры, чтобы получить от них деньги на создание русскоязычного телеканала. В принципе, имидж "жертвы Кремля" помогает в благородном деле перераспределения финансовых потоков. Канал "для русских" будет уже 5-м телеканалом Княжицкого в его жизни.
Павел Шеремет, УП