Крымские татары – работа над ошибками для ВР

184 просмотра
Четверг, 23 апреля 2015, 10:01
Арсен ЖумадиловArsen Zhumadilov
гендиректор ГП "Медицинские закупки Украины"

Состояние войны, в которое ввергнута Украина в результате прямой военной агрессии России, требует одновременной мобилизации во всех сферах жизнедеятельности государства. Укрепление обороноспособности, достойный отпор врагу, освобождение оккупированных территорий – все это невозможно без кардинального переустройства и в сфере административно-территориального устройства страны.

И здесь, нравится это кому-либо или нет, особую актуальность, как и в начале 90-х, приобретает вопрос о статусе Крыма в составе Украины.

Тогда, в январе-феврале 1991 года, накануне распада СССР, официальный Киев не смог противостоять политическому алгоритму, заданному Москвой. 23 года крымской автономии прошли под знаком полного бесправия коренного населения полуострова. Участие крымских татар и украинцев в управлении Крымом было сведено практически к нулю.

Отсюда и последствия: оккупация Крыма Россией стала возможной во многом и по причине многолетней безответственной политики Киева, плоды которой мы сегодня пожинаем.

Исправлять прежние ошибки необходимо. Но не только лишь в целях деоккупации Крыма. Восстановление прав крымскотатарского народа, включая его право на самоопределение в составе украинского государства, отвечает и стремлению украинского общества влиться на равных в семью европейских народов.

В самое ближайшее время крымские татары должны занять свое достойное место в строительстве украинского государства – справедливое с точки зрения истории, адекватное с позиции международного права и долгожданное для самих крымских татар.

В качестве одного из первых шагов на этом пути может стать закон "О статусе крымскотатарского народа в Украине", внесение которого для рассмотрения Верховной Радой ожидается в ближайшее время.

Как это (не) было

Семь раз за годы независимости Украины соответствующие законопроекты вносились на рассмотрение ВР, но ни разу не доходили до голосования в зале. Постоянно отыскивалось множество формальных поводов "зарубить" документы и отослать их на доработку.

Законопроекты о статусе крымскотатарского народа отметали с пояснением, что надо бы урегулировать правоотношения в этнонациональной сфере в целом.

Законопроекты о концепции государственной этнонациональной политики отклоняли, аргументируя, что "проблемам коренных народов и национальных меньшинств уделяется значительно больше внимания, чем проблемам титульной украинской нации". При этом скромно опуская тот факт, что украинская нация самоопределилась в 1991 году, создав свое независимое суверенное государство, институты которого по определению должны обращать внимание на проблемы титульной нации.

Вполне возможно, законотворческие качели продолжались бы еще долгие годы – если бы не оккупация Крыма.

С марта 2014 года все изменилось. Крымские татары доказали свою приверженность идее территориальной целостности Украины.

Общество осознало, что для восстановления единства и укрепления территориальной целостности Украины подтверждение статуса коренного народа Крыма это не просто прихоть крымских татар, – но и общественная ценность, государственный приоритет.

Все еще доносящиеся одинокие голоса крымофобов, как доморощенных, так и переселившихся из Крыма – дескать, крымские татары слишком много хотят, – сегодня звучат, по меньшей мере, странно, хотя вполне согласуются с политикой России в отношении Крыма.

О чем речь

20 марта 2014 года Верховная Рада приняла историческое по значимости Заявление, которым крымскотатарский народ был признан коренным народом Украины, а Меджлис и Курултай – его представительскими органами. Этим же заявлением парламент поддержал Декларацию ООН о правах коренных народов, основной международный нормативный акт в этой сфере, и поручил правительству разработать соответствующие законопроекты.

Однако по состоянию на декабрь 2014 года правительство не подало ни одного проекта.

Тогда, под занавес прошлого года, в Киево-Могилянской Академии прошла конференция "Украинский путь в обеспечении прав крымскотатарского народа как коренного народа Украины".

Участники конференции, среди которых были и лидеры крымскотатарского народа Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, приняли Заявление, в котором было объявлено о создании Рабочей комиссии по разработке законопроекта, призванном урегулировать статус крымскотатарского народа. В Рабочую комиссию, возглавляемую Председателем Меджлиса крымскотатарского народа, вошло 35 человек: представители государственных ведомств, народных депутатов, эксперты. По результатам работы был наработан тексты проектов законов "О статусе крымскотатарского народа" и "О малочисленных коренных народах Украины".

Концептуальные аспекты подготовленных текстов:

1. Системно регулируются правоотношения государства с крымскотатарским народом как коренным народом Украины. Вместе с этим из устоявшейся практики ООН берется термин "малочисленные коренные народы" в отношении караимов и крымчаков, которых в Крыму насчитывают несколько сотен человек, согласно последней переписи населения. Статус малочисленных коренных народов для караимов и крымчаков предоставляется как стимул для их возрождения и самоорганизации, восстановления традиционных общественных институтов.

2. Представительство крымскотатарского народа в лице Курултая, Меджлиса и местных меджлисов обеспечивается на трех уровнях – Верховной Рады Украины, Верховной Рады АР Крым и местных советов, соответственно.

Создание института Уполномоченного Курултая в Верховной Раде Украины позволит системно решить задачу донесения голоса коренного народа в парламенте, оставаясь при этом нейтральным к межпартийной и межфракционной борьбе. Квотирование депутатских мандатов на региональном и местном уровне позволит избежать манипуляций с "нарезанием" округов, а также эффективно интегрировать представительские органы крымских татар в органы местного самоуправления.

3. Крымскотатарский народ в лице Меджлиса крымскотатарского народа самоуправляется в традиционных для себя публичных сферах, не имеющих прямого отношения к другим гражданам. К таким "внутренним" сферам уже отнесены образование, культура, медиа, спорт, земельные отношения. Исходя из норм международного права, Курултаю предоставляется право самостоятельно определять приоритеты развития, а Меджлису – реализовывать такие приоритеты в тех сферах, которые касается исключительно собственно крымских татар.

Именно самоуправление, при условии эффективной реализации и достаточного финансирования, – кратчайший путь для крымских татар в деле сохранения и развития своей идентичности.

4. В вопросах, имеющих значение для Крымского полуострова как ареала проживания, крымскотатарский народ вовлекается в процесс принятия решений органами государственной власти.

Речь идет, в первую очередь, об охране окружающей среды и недропользовании. Обязательность получения предварительного и осознанного согласия Курултая позволит не допустить уничтожения реликтовых крымских лесов из-за вырубки леса, засоления крымских степей из-за непродуманного водопользования, уничтожения уникальных экосистем из-за безответственной эксплуатации ресурсов земли.

Среди прочих аспектов следует выделить обязательность согласия крымскотатарского народа на изменение статуса административно-территориальных единиц, которые включают территорию Крымского полуострова.

Также согласие крымскотатарского народа будет обязательным для размещения новых и использования существующих военных баз других государства в Крыму.

При этом в проекте закона не оговаривается собственно статус Автономной Республики Крым, поскольку урегулирование таких вопросов – прерогатива Конституции Украины, изменения в которые будут обсуждаться в том числе в рамках деятельности Конституционной комиссии Украины.

Что дальше?

Если закон "О статусе крымскотатарского народа" не будет выхолощен в процессе принятия, Украина сделает нечто большее, чем просто задекларирует символическую поддержку крымских татар.

Крымские татары на деле получат возможность реализовать свое право на самоопределение – как коренной народ Украины, как её неотъемлемая часть. С участием в представительских органах Украины, с самоуправлением в ключевых для сохранения своей идентичности сферах, с де-факто вето на любые изменения в территориальном устройстве Крыма – коренной народ выйдет на новый этап своего развития.

С правами, перечисленными выше, придет и ответственность за реализацию этих прав.

Крымскотатарским национальным институтам, невзирая на оккупацию, нужно будет найти внутренние и внешние ресурсы для эффективной работы на новом уровне. На повестке встанет вопрос формирования полноценного правового поля. Институты Курултая, Меджлиса, председателя Меджлиса, Ревизионной комиссии Курултая будут нуждаться в формальной регламентации своей деятельности и взаимодействия с другими органами как внутри системы органов Курултай-Меджлис, так и вовне.

Если крымские татары справятся и закон заработает, то это станет весомым аргументом Украины в деле борьбы за оккупированный Крым. Крымскотатарский народ в статусе коренного народа реализует право на самоопределение в Крыму как неотъемлемая часть Украинского Государства. И точка.

Подобной заявке нашим оппонентам будет сложно или, скорее, невозможно противопоставить что-либо.

P.S. Автор выражает надежду, что изложенные в статье подходы будут полезны также в работе Конституционной комиссии, приступившей недавно к работе по подготовке изменений в Конституцию Украины.

Арсен Жумадилов, заведующий отделом обеспечения работы Уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)