10 законов истории Тойнби, которые помогут Украине

Пятница, 30 января 2015, 16:46
для УП

История Украины сегодня творится буквально на наших глазах. Но в мире все это уже когда-то было. Некоторые считают, что история подчиняется своим законам, которые, возможно, смогут объяснить суть процессов, происходящих в Украине и России...

Известный английский историк и философ Арнольд Тойнби, историческая концепция которого стала очень популярна на Западе, в свое время задался амбициозной целью – проанализировать весь исторический опыт человечества и найти универсальные законы истории.

Потратив 20 лет на анализ истории двадцать одной цивилизации, он сформулировал свою достаточно сложную теорию в фундаментальной роботе A Study of History. Ниже – цитаты его базовых, на мой взгляд, постулатов, которые сейчас как никогда актуальны для Украины.

1. Про захватническую войну

Милитарная экспансия – это в общем случае последствие усиления милитаризма, который, в свою очередь, является симптомом упадка.

2. Про потерю территории и внешнюю агрессию

Уменьшение географической территории, которое вызвано вторжением внешних врагов, не является ни причиной, ни признаком упадка общества. Внешняя агрессия против общества, которое находится в процессе развития, стимулирует его усилить свою активность.

3. Про поражение

Неожиданное и разгромное поражение, как правило, стимулирует того, кто потерпел поражение, навести порядок в своем доме и подготовиться к победному реваншу.

4. Про приграничное расположение

Люди, общества, которые живут на границе и страдают от постоянных вражеских нападений, достигают значительно больших успехов в своем развитии.

5. Про истинное развитие и новое качество жизни

Цивилизация приходит к людям не вследствие какого-то особого биологического дара или влияния благоприятного географического окружения, а вследствие ответа на вызов при чрезвычайно тяжелых обстоятельствах жизни, которые заставляют их прикладывать беспрецедентные усилия для своего выживания.

Цивилизации, как нам кажется, развиваются через "жизненный порыв", который переносит их от вызова через ответ к дальнейшему вызову... Кажется, мы употребляем слово "вдохновение", когда хотим передать это состояние.

На самом деле, если человек пользуется своим психическим аппаратом, тот играет в его жизни значительно большую роль, чем любой материальный аппарат.

6. Про уход от ответа

Когда результатом каждой последующей схватки является не победа, а поражение – вызов, на который не найдено успешного ответа, никогда не отходит в историю. Он повторяется снова и снова, пока не получает какого-то запоздалого и несовершенного ответа или не разрушает общество, которое так и не смогло дать на него эффективный ответ.

7. Про победный ответ

Сцена действий переносится с одного поля на другое поле, где взаимодействие вызов-ответ находят себе альтернативную арену... А победные ответы проявляются не в форме преодоления внешних препятствий, а в форме духовного самоутверждения или самоопределения.

8. Про немногих, которые меняют всех

Любое развитие начинается в душах творческих личностей или среди небольших творческих меньшинств, которые затем убеждают все общество ступить на новую тропу.

Единственный способ, по которому нетворческое большинство может идти под предводительством творческих лидеров – это мимезис, некая разновидность муштры, поверхностное, механическое подражание великим, вдохновленным творческим гением оригинальным мыслителям.

Лишь через внутреннее развитие индивидуальности отдельные человеческие существа приобретают способность совершать те творческие акты во внешнем поле деятельности, которые дают толчок к развитию человеческих обществ. Творческая мутация, которая произошла в мистическом микрокосмосе, требует адаптивного видоизменения в макрокосмосе, перед тем как она становится полной и необратимой.

Если творческий гений потерпит неудачу в своей попытке вызвать в своем окружении мутацию, которая произошла в нем самом, – его творческий порыв станет для него фатальным.

С другой стороны, если гению удастся преодолеть инертность, и он успешно реформирует свою среду, – это еще вовсе не значит, что новая жизнь сразу станет приемлемой для всех простых смертных. Нет, им сперва придется долго и настойчиво приспосабливаться к новому социальному строю, навязанному им победной творческой волей гения-триумфатора.

9. Про мнимое величие

Нередко бывает, что первые этапы трагического упадка общества широкая публика воспринимает как разделы величия и бурного развития.

Эти государства ("мировые государства", которые воспринимают себя центром мира – прим.) возникают после, а не до надломов цивилизации. Они являются, скажем, так, не летом, а бабьим летом, за которым скрывается приход осени и недалекая зима.

Они знаменуют собой временный – но очень заметный – подъем в процессе распада, которому свойственно последовательное чередование упадков и возрождений.

10. Про Меч, который проиграет Правде

Истина, наверное, заключается в том, что меч, который однажды напился крови, будет требовать крови и дальше – как тигр, попробовав человеческого мяса, неминуемо превращается в людоеда.

Как известно, тигр-людоед – это тигр, обреченный на смерть. Даже если ему удастся избежать пули, он сдохнет от коросты. Но даже если б тигр мог предвидеть свою судьбу, ему вряд ли удалось бы укротить свой людоедский аппетит.

То же самое происходит с обществом, которое, ища спасения, однажды прибегло к мечу. И хотя внедренный таким образом и такой справедливый на первый взгляд Pax Oecumenica, Всемирный Мир и может стоять твердо на своем страшном фундаменте из вкопанных в землю мечей на протяжении ста или двухсот лет – время рано или поздно сведет их усилия к нулю.

Спаситель с мечом неминуемо терпит поражение.

Христиане отказались признавать авторитет меча и, в конце концов, христианский дух мученичества одержал полную победу над грубой силой оружия, что дало Тертуллиану повод заявить с триумфальной уверенностью, что капли пролитой христианской крови посеются в грунт семенами.

*   *   *

Итак, эти постулаты Тойнби еще раз подтверждают чувство, которое есть у многих, что в истории останется победа украинской Правды над российским Мечом.

Хотя, конечно, Тойнби мыслит большими временными отрезками. Поэтому мы не знаем, произойдет это через пару лет или через десятилетие. И какие при этом потери человеческие и территориальные нас ждут.

Но, в любом случае, украинцы на правильной стороне истории.

А тому, кому "повезло" оказался по другую сторону, тратя жизнь на бесперспективное и преступное дело, надо начинать думать и меняться.

Денис Самыгин, специально для УП