Украине нужна требовательная, а не безусловная любовь

98 просмотров
Среда, 17 декабря 2014, 16:07
Виктор Пинчук
украинский бизнесмен и благотворитель

В этом месяце в Украине произошли два знаковых события. Первое – это инаугурация нового правительства; реформистского, проевропейского, заряженного кардинально изменить судьбу страны посредством привлечения многомиллиардной международной финансовой помощи. Второе – это получение "титула" самой коррумпированной страны Европы.

Международный Валютный Фонд, который в апреле объявил о $17 млрд. антикризисного пакета для Киева, сегодня уже говорит о $15 млрд. сверх ранее заявленной суммы. Помощь от ЕС, США и других государств также предполагается. Граждане западных стран спрашивают, стоит ли отдавать деньги с их налогов такой коррумпированной стране? И я понимаю их сомнения.

Да, стоит. Но им следует строго подойти к этому вопросу. Украине нужна любовь. Но любовь не безусловная, а требовательная. Запад должен поддержать государство в обмен на уничтожение коррупции и олигархии, тем самым усиливая голос граждан Украины, настаивающих на изменениях. Только так вместе можно спасти страну.

Возможно, для кого-то призыв преодолеть олигархию из уст человека, которого на западе часто принимают за олигарха, покажется странным. Но олигархия и крупный бизнес не тождественные понятия. Олигархия – это когда большой бизнес правит страной или подковёрно влияет на политическую власть.

Западные лидеры дают Украине кредит доверия. Они требуют реформ, но пока удовлетворяются декларациями о намерениях. Друзья Украины – дипломаты и политики США и ЕС – говорят: "Не будьте слишком строгими. Общее направление выбрано правильно".

После разочарований Оранжевой революции получить еще один кредит доверия – это очень щедрый подарок. Безусловно, украинцы заслужили его, хотя и ценой крови, пролитой сначала за европейские ценности на Майдане, а сейчас – за свободу на востоке страны. Более того, в новом правительстве и парламенте уже появились лучшие представители гражданского общества и бизнеса.

Но этот второй шанс – последний для Украины. Существует опасность, что мы его растранжирим. Ведь не все колесики механизма вращаются в правильном направлении. Миллиарды бюджетных средств до сих пор разворовываются. Большое количество политиков куплены олигархами. Непревзойденные в искусстве коррупции персонажи продолжают занимают высокие должности в министерствах и в парламенте. И хотя принимаются разумные законы, старая украинская традиция состоит в том, что "строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения".

Такие особенности подвергают нас всех опасности. Это не украинские традиции, с которыми друзья Украины должны считаться, пока решаются вопросы поважнее. ЕС очень жестко обходится с Грецией, занимающую 69-е место в рейтинге коррумпированности государств от Transparency International, а к Украине, которая стоит на142-й строчке, относится снисходительней и обсуждает ее европейскую интеграцию.

Существует три силы, влияющие на Украину и ее руководство. Две силы – критическая масса украинского общества и западные партнеры – тянут страну вперед. Третья – сдерживает это движение. Эта третья сила состоит из части украинского бизнеса, политической и бюрократической элит, которые заинтересованы в торможении положительных изменений. Как говорил Макиавелли, "не может реформировать старые порядки тот, кто все еще получает от них выгоду".

Руководители страны могут и бросят вызов сильнейшим, жесточайшим силам только при условии, если стратегический альянс западных партнеров и критическая масса украинского общества сработают вместе.

К тому, что я делал, можно относится по-разному, но в начале 2000-х я пришел к выводу, что бизнес и политика должны быть разделены. Я ушел из политики и вижу себя бизнесменом, которому важнооставаться частью гражданского общества. Десять лет назад я начал систематически инвестировать в общество, чтобы помочь гражданам Украины стать проводниками преремен.

В сегодняшнем правительстве и парламенте работают более десяти выпускников программы Aspen Ukraine – программы, которую мой фонд запустил в 2006 году и с тех пор ставшей финансово независимой. Помимо них, также работают  выпускники нашей стипендиальной программы, получавшие финансовую помощь для обучения за рубежом в обмен на обязательство вернуться в Украину и применить полученные знания на родине. Я горжусь этим, потому что все это было сделано прозрачно. Это независимые люди. Они имеют обязательства перед страной, а не передо мной.

С ноября 2013 года украинское общество удивило и мир, и меня. Я не ожидал, что оно станет настолько сильным так быстро. Я уверен, что мы готовы к требовательной любви.

Виктор Пинчук, украинский бизнесмен и благотворитель, письмо в рубрику Opinion в издании Financial Times

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)