Админреформа: всем нужна, но никому не хочется
Децентрализация – одна из ключевых в ряде первоочередных реформ, которые заявлены к реализации как президентом Петром Порошенко, так и премьером Арсением Яценюком.
Для начала – небольшой экскурс в историю.
За двадцать три года существования Украины ее государственный аппарат шел по пути укрепления исполнительной вертикали власти, то есть – централизации и концентрирования полномочий в одном месте в одних руках. Примером тому служит коррумпированная надстройка в виде районных и областных администраций.
Если убрать в этой конструкции политическую составляющую, то суть деятельности ОГА – это исполнительная структура областного совета, который жители области выбирают путем открытого и непредвзятого голосования.
Но это – в идеале. По факту же все в точности наоборот: именно ОГА играли ключевую роль в распределении бюджета области, служили репрессивным механизмом для режима донецкого клана, перетягивая на себя все функции в сфере управления государственными активами, ресурсами, землей и главное – формирования бюджета и его распределения.
Особняком в этих условиях держалось местное самоуправление.
Согласно законодательству ему дается гарантированное право и реальная возможность территориальной громады самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется на всем понятным принципах – законности, народовластия, гласности, коллегиальности, выборности, государственной поддержки и гарантий, судебной защиты прав местного самоуправления, правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных законом.
Но чиновничий аппарат нашел способ, как сделать мэров городов более сговорчивыми и лояльными. Из года в год бюджеты городов урезались за счет вывода финансовых потоков в центр.
Не секрет, что несколько лет кряду города могли рассчитывать на собственные ресурсы только в течение 9 месяцев бюджетного года, а дальше... А дальше оставалась надежда лишь на субвенции и дотации из областного и центрального бюджетов, которыми распоряжались областные государственные администрации.
И тут уж кто кому как понравится. Именно здесь и заканчивалась та последняя черта самостоятельности, и начиналось "принуждение к лояльности" к партии власти и распределение госфинансов в ручном режиме.
Возвращаясь к вопросу реформирования административного устройства: как и многое в нашей стране, сам термин "децентрализация" превратился в некое мифическое существо, которое одни считают панацеей для выживания украинского государства, а другие – методом дробления и развала.
В сущности же, децентрализация – это делегирование центром полномочий и обязанностей на уровень регионального управления; при этом расширяется свобода выбора способов решения насущных задач, но и уровень ответственности за их принятие вырастает пропорционально.
Здесь Украине еще придется пройти свой путь. И обязательно стоит обратить внимание на позитивный опыт реформ в других странах. Именно так мы можем избежать грубых ошибок при внедрении реформы в жизнь.
Еще первого апреля кабмин утвердил концепцию развития местного самоуправления, но пока далее презентации и проекта изменений ряда положений Конституции – реформа не продвинулась.
В первую очередь, из-за того, что пакет законопроектов в этой отрасли был полностью провален предыдущим составом парламента. Надежда на новый состав есть, но в этом случае очень важную роль играет время и соответствие общественного запроса и ожиданий – реальным действиям власти.
Пока же партии-победители вовсю заняты составлением коалиционного соглашения и дележом министерских портфелей. А ведь именно игнорирование вопросов местного самоуправления среди прочих стало катализатором кровавого противостояния на востоке Украины.
Конечно, непросто разграничить полномочия в стране, где идет война, а ослабленная прежней властью экономика находится на грани дефолта. Еще сложнее управленцам в центре сознательно пойти по пути увеличения бюджетной базы в регионах, перейдя с формулы "100% в центр, а потом мы тут разберемся, в чем вы там в областях нуждаетесь" – на 60%-местный бюджет, 40%- центральный. Но делать это необходимо.
На вооружение может быть взят опыт Польши, которая подошла к децентрализации комплексно.
Так, поляки в один момент ввели новое административное деление и ввели самоуправление на уровне 2.489 районов (гмин), поветов, а высшим объединением граждан стали воеводства. При этом основное управление социальной и экономической сферой оказалось как раз на уровне гмин.
Одновременно было ужесточено законодательство о госслужбе и персональной ответственности чиновников, им были упразднены привилегии и преференции.
Так побороли коррупцию, сократили госаппарат, расширили бюджетную базу, дали возможность общественным организациям мониторить действия властей, а также предоставили им право внедрения гражданской инициативы.
В Украине есть примеры грамотной и логичной самоорганизации граждан.
Сейчас волонтерские организации фактически создали свою, параллельную с Министерством обороны, логистически продуманную и отвечающую оперативным запросам систему материально-технического обеспечения украинской армии и добровольческих батальонов: от носков до бронетранспортеров. При этом оперативность реагирования волонтеров – на порядок выше, чем у отвечающих за обеспечение чиновников Минобороны.
Если вспомнить, как была организована жизнедеятельность Майдана, то говорить о том, что наши граждане еще не готовы брать на себя ответственность за решение важных вопросов своих городов и сел – ошибочно.
К сожалению, на данный момент формирование местного бюджета регламентируется Бюджетным кодексом – а не здравым смыслом и перспективой развития региона.
Сама админреформа должна стартовать уже 1 января, а правовой базы для этого нет.
Вторым этапов реформы должны стать местные выборы в октябре 2015-го. Но и тут не все в порядке – необходимо менять закон о выборах в органы местного самоуправления, а для этого у парламентариев должно быть единое и консолидированное мнение. Оно должно базироваться на стратегии развития государства, а не партийной принадлежности и целесообразности.
Вопрос, хватит ли сил у народных депутатов и госчиновников, а главное – желания, для проведения административной реформы, основополагающим принципом которой является децентрализация в сфере разграничения финансов пользу регионов и городов, – пока остается открытым.
Георгий Зубко, специально для УП
УП 100. Поза межами можливого
"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.