Админреформа: всем нужна, но никому не хочется

64 просмотра
Вторник, 25 ноября 2014, 10:16
Георгий Зубко
вице-президент Федерации хоккея Украины

Децентрализация – одна из ключевых в ряде первоочередных реформ, которые заявлены к реализации как президентом Петром Порошенко, так и премьером Арсением Яценюком.

Для начала – небольшой экскурс в историю.

За двадцать три года существования Украины ее государственный аппарат шел по пути укрепления исполнительной вертикали власти, то есть – централизации и концентрирования полномочий в одном месте в одних руках. Примером тому служит коррумпированная надстройка в виде районных и областных администраций.

Если убрать в этой конструкции политическую составляющую, то суть деятельности ОГА – это исполнительная структура областного совета, который жители области выбирают путем открытого и непредвзятого голосования.

Но это – в идеале. По факту же все в точности наоборот: именно ОГА играли ключевую роль в распределении бюджета области, служили репрессивным механизмом для режима донецкого клана, перетягивая на себя все функции в сфере управления государственными активами, ресурсами, землей и главное – формирования бюджета и его распределения.

Особняком в этих условиях держалось местное самоуправление.

Согласно законодательству ему дается гарантированное право и реальная возможность территориальной громады самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется на всем понятным принципах – законности, народовластия, гласности, коллегиальности, выборности, государственной поддержки и гарантий, судебной защиты прав местного самоуправления, правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных законом.

Но чиновничий аппарат нашел способ, как сделать мэров городов более сговорчивыми и лояльными. Из года в год бюджеты городов урезались за счет вывода финансовых потоков в центр.

Не секрет, что несколько лет кряду города могли рассчитывать на собственные ресурсы только в течение 9 месяцев бюджетного года, а дальше... А дальше оставалась надежда лишь на субвенции и дотации из областного и центрального бюджетов, которыми распоряжались областные государственные администрации.

И тут уж кто кому как понравится. Именно здесь и заканчивалась та последняя черта самостоятельности, и начиналось "принуждение к лояльности" к партии власти и распределение госфинансов в ручном режиме.

Возвращаясь к вопросу реформирования административного устройства: как и многое в нашей стране, сам термин "децентрализация" превратился в некое мифическое существо, которое одни считают панацеей для выживания украинского государства, а другие – методом дробления и развала.

В сущности же, децентрализация – это делегирование центром полномочий и обязанностей на уровень регионального управления; при этом расширяется свобода выбора способов решения насущных задач, но и уровень ответственности за их принятие вырастает пропорционально.

Здесь Украине еще придется пройти свой путь. И обязательно стоит обратить внимание на позитивный опыт реформ в других странах. Именно так мы можем избежать грубых ошибок при внедрении реформы в жизнь.

Еще первого апреля кабмин утвердил концепцию развития местного самоуправления, но пока далее презентации и проекта изменений ряда положений Конституции – реформа не продвинулась.

В первую очередь, из-за того, что пакет законопроектов в этой отрасли был полностью провален предыдущим составом парламента. Надежда на новый состав есть, но в этом случае очень важную роль играет время и соответствие общественного запроса и ожиданий – реальным действиям власти.

Пока же партии-победители вовсю заняты составлением коалиционного соглашения и дележом министерских портфелей. А ведь именно игнорирование вопросов местного самоуправления среди прочих стало катализатором кровавого противостояния на востоке Украины.

Конечно, непросто разграничить полномочия в стране, где идет война, а ослабленная прежней властью экономика находится на грани дефолта. Еще сложнее управленцам в центре сознательно пойти по пути увеличения бюджетной базы в регионах, перейдя с формулы "100% в центр, а потом мы тут разберемся, в чем вы там в областях нуждаетесь" – на 60%-местный бюджет, 40%- центральный. Но делать это необходимо.

На вооружение может быть взят опыт Польши, которая подошла к децентрализации комплексно.

Так, поляки в один момент ввели новое административное деление и ввели самоуправление на уровне 2.489 районов (гмин), поветов, а высшим объединением граждан стали воеводства. При этом основное управление социальной и экономической сферой оказалось как раз на уровне гмин.

Одновременно было ужесточено законодательство о госслужбе и персональной ответственности чиновников, им были упразднены привилегии и преференции.

Так побороли коррупцию, сократили госаппарат, расширили бюджетную базу, дали возможность общественным организациям мониторить действия властей, а также предоставили им право внедрения гражданской инициативы.

В Украине есть примеры грамотной и логичной самоорганизации граждан.

Сейчас волонтерские организации фактически создали свою, параллельную с Министерством обороны, логистически продуманную и отвечающую оперативным запросам систему материально-технического обеспечения украинской армии и добровольческих батальонов: от носков до бронетранспортеров. При этом оперативность реагирования волонтеров – на порядок выше, чем у отвечающих за обеспечение чиновников Минобороны.

Если вспомнить, как была организована жизнедеятельность Майдана, то говорить о том, что наши граждане еще не готовы брать на себя ответственность за решение важных вопросов своих городов и сел – ошибочно.

К сожалению, на данный момент формирование местного бюджета регламентируется Бюджетным кодексом – а не здравым смыслом и перспективой развития региона.

Сама админреформа должна стартовать уже 1 января, а правовой базы для этого нет.

Вторым этапов реформы должны стать местные выборы в октябре 2015-го. Но и тут не все в порядке – необходимо менять закон о выборах в органы местного самоуправления, а для этого у парламентариев должно быть единое и консолидированное мнение. Оно должно базироваться на стратегии развития государства, а не партийной принадлежности и целесообразности.

Вопрос, хватит ли сил у народных депутатов и госчиновников, а главное – желания, для проведения административной реформы, основополагающим принципом которой является децентрализация в сфере разграничения финансов пользу регионов и городов, – пока остается открытым.

Георгий Зубко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)