"Великие переселения" избирателей как скрытая цель соцопросов
На этих выборах в условиях яркого многообразия имиджевых партийных проектов, социологические опросы впервые тотально запутали избирателей и экспертов.
Не секрет, что помимо информационной цели, они всегда имели еще и корректирующие PR-задачи, влияя на контингент неопределившихся. А это – до 30% электората, если не больше. Собственно, этого не отрицают даже социологи.
Долгое время в украинской полит-социологической практике финальные опросы фактически всегда были похожи, особенно в части последовательности прохождения участников гонки.
Проценты могли варьироваться, но общий перечень победителей и их места редко когда изменялись. Это делало процесс выбора для пассивных избирателей более легким и быстрым.
Нынче же разные опросы тасуют призеров гонки совершенно по-разному.
Прохождение партии первого эшелона – "Блока Петра Порошенко" – для многих является очевидным фактом.
Силы второго эшелона – Радикальная партия Ляшка, "Народный фронт" и "Батькивщина" – соревнуются за выгодное процентное соотношение.
Но самая нестабильная и фрагментарная ситуация, судя по опросам, сформировалась в третьем эшелоне – Объединение "Самопомич", "Свобода", "Оппозиционный блок", "Сильная Украина", КПУ, "Гражданская позиция".
Получается, если например избиратель решил голосовать за одну из сил "третьего эшелона" и по части опросов он видит, что она не проходит, то, скорее всего, его решение может быть откорректировано в сторону более "процентной" партии.
И избиратель автоматически может переместиться в сторонника какой-либо партии второго или первого эшелона.
Почему скорее первого? Причина в том, что партии второго эшелона, представленые Ляшко, Яценюком и Тимошенко, имеют устойчивый – скорее негативный шлейф восприятия.
Собственно, побег избирателя в третий эшелон этим и объяснялся, ведь "поиск новых лиц", "майданные партии" не оправдали доверия.
Фокус в том, что не найдя в себе уверенности последовать своему первому ситуативному выбору, и при этом не желая голосовать за Ляшко, Тимошенко и Яценюка, наш гипотетический избиратель из третьего эшелона в последний момент приходит к мысли проголосовать за "Блок Петра Порошенко".
Вот почему результат этой силы будет неожиданно "жирным".
Исключение разве что составляет избиратель Объединения "Самопомич", которое благодаря правильному позиционированию и удачной рекламной кампании, смогла оградить свой электорат от оккупационных стратегий конкурентов.
И, конечно же, на руку БПП играет психологическая установка части электората на поддержку победителя.
И, тем более, это работает в ситуации, когда склонный к конформизму неопределившийся избиратель не находит в опросах подтверждения того факта, что предполагаемая ранее для его выбора политическая сила проходит в Раду.
Олег Постернак, политический эксперт, для УП