Прощай, эра! Здравствуй, эра!

48 просмотров
Четверг, 16 октября 2014, 16:02
Леонид Антоненко
голова постійної комісії Київради з питань власності, "Самопоміч"

Кабмин предлагает ввести скромный налог на оффшорное владение бизнесом.

Заявляя о том, что "оффшорная эра в Украине закончилась", правительство поступает, по меньшей мере, неискренне.

К такому выводу мы пришли, сопоставив тексты принятых 14 октября законов из правительственного антикоррупционного пакета.

Согласно этим документам, ответственность за раскрытие конечных бенефициаров украинских компаний, спрятанных за оффшорами, возлагается на директоров самих этих компаний. В то же самое время, новый закон о предупреждении коррупции тщательно оградил чиновников, депутатов и судей от необходимости раскрывать информацию о компаниях, в которых эти лица имеют бенефициарный, спрятанный за оффшорами, интерес.

Вот, что должны раскрыть чиновники, судьи и депутаты:

"Корпоративні права, що належать суб’єкту декларування або членам його сім’ї, із зазначенням найменування кожного суб’єкта господарювання, його організаційно-правової форми, коду Єдиного державного реєстру підприємств і організацій України".

И – ни слова о прямом владении акциями в иностранных компаниях, не говоря уже о бенефициарном, то есть скрытом, непрямом владении.

Теперь сравните, что должен раскрыть директор украинской компании:

"Фізичну особу, яка незалежно від формального володіння має можливість здійснювати вирішальний вплив на управління або господарську діяльність [української компанії] безпосередньо або через інших осіб, що здійснюється, зокрема, шляхом реалізації права володіння або користування всіма активами чи їх значною часткою, права вирішального впливу на формування складу, результати голосування, а також вчинення правочинів, які надають можливість визначати умови господарської діяльності, давати обов’язкові до виконання вказівки або виконувати функції органу управління, або яка має можливість здійснювати вплив шляхом прямого або опосередкованого (через іншу фізичну чи юридичну особу) володіння однією особою самостійно або спільно з пов’язаними фізичними та/або юридичними особами часткою в юридичній особі у розмірі 25 чи більше відсотків статутного капіталу або прав голосу в юридичній особі".

Так много слов, чтобы определить реального хозяина бизнеса.

Кто в Украине более всего заинтересован прятать за офшорами факт владения бизнесом или недвижимостью?

Чиновники, судьи, депутаты всех уровней.

Потому что их должности несовместимы с занятием бизнесом, а с 1 января 2014 года – также и с владением корпоративными правами. Закон требует от этих лиц передать корпоративные права в управление третьему лицу или вообще продать их в течение 10 дней с момента вступления в должность.

Разумеется, никто этого не делает, потому что всегда остается возможность спрятать владение за оффшорами.

Как же антикоррупционный пакет законов предлагает бороться с этим явлением?

Вместо того чтобы заставить нашу "целевую аудиторию" декларировать свое бенефициарное владение – законы заставляют директора компаний раскрывать "целевую аудиторию".

Вместо того чтобы возложить ответственность за нераскрытие интересующего нас факта на "целевую аудиторию", предусмотрев такое последствие несоблюдения закона как, например, потеря должности – законы возлагают административную ответственность на директора компании, который получил от хозяина бизнеса инструкцию не признаваться в том, кому компания на самом деле принадлежит.

Цена сохранения секретности – 8.500 гривен. Это и есть величина админштрафа.

Получаем скромный налог на оффшорное владение бизнесом.

Платишь этот "налог на секретность" – и возвращаешь эру назад.

Леонид Антоненко, LL.M., адвокат, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)