Истина конкретна
Когда едешь машиной по украинскому Донбассу, из радиорекламы можно свободно услышать интересные предложения о трудоустройстве.
На украинской частоте 102,5 FM рассказывают, что новая украинская власть не считает жителей Донбасса людьми и будет их изводить – либо всем скопом, либо по одному. А также – что срочно нужны добровольцы на постоянную и хорошую зарплату для борьбы с этой страшной украинской властью. Приходите, мол, мы вас обогреем, выдадим ружье, и будем вместе бороться за наши края, пока их совсем не разорили украинские олигархи.
Вещание хорошее, звонкие голоса вперемешку с шансоном слышны без помех.
Мои знакомые шахтеры с некоторым удивлением отмечали, что эту радиостанцию никто не пытается закрыть. Впрочем, им, как очень многим другим жителям Донбаcса, даже в голову не приходит принимать услышанное за чистую монету.
Наше правительство выпустило проект распоряжения о закрытии 14 шахт на Донбасcе, из 46 запланированных по Украине. Большая часть из этих четырнадцати – градообразующие. Почти все шахты находятся в зоне АТО. Там, где шахтерам уже месяцами не выплачивают зарплату. Будто бы в оккупированных городах человеку не нужно ни есть, ни одеваться, ни иметь хоть какие-то средства для выезда или выживания в беспредельных условиях этой войны.
Только по предварительным оценкам, в результате такого без работы останется 20 тысяч человек – шахтеров и других рабочих, обслуживающих шахты. Но на самом деле – особенно, в случае градообразующих шахт вроде Фащевской – без каких-либо доходов останется в пять раз больше людей. То есть, сто тысяч.
Зарплата одного шахтера кормит приблизительно пять человек в городской инфраструктуре – воспитателей детских садов, учителей, врачей, продавцов на рынках.
Работающие шахты сохраняют надежду не только на наш украинский уголь, который не нудно закупать в ЮАР, – они обеспечивают жизнь целых городов и являются инвестицией в самые разные сферы их экономической системы.
Во время этой войны шахтеры шли и идут на работу под пулями.
Они ночами чинят дряхлые шахты – ради себя, ради мира, в котором они родились, выросли и хотят жить дальше. У многих моих знакомых все еще есть надежда, что новая и менее коррумпированная власть будет вкладываться в их производства, сделает их более прибыльными – следовательно, спасет регион от разрушения.
Они не шли в армии ДНР и ЛНР, даже когда у них совсем не оставалось денег, а перспектива получить зарплату таяла на глазах.
Теперь они узнают о том, что их шахты решили закрыть из-за разрушений, причиненных войной. При этом шахтеры, ежедневно выходя на работу в эти шахты, понимают, что неустранимых разрушений нет. Действительно безвозвратно повреждены только две из 14 подлежащих закрытию шахт.
С одной стороны, на Донбасcе вовсю развернута машина пропаганды Российской Федерации, которой там уже давно совершенно не верят, с другой – очевидная ложь украинской власти.
Трудно человеку тут сделать свой выбор.
Особенно в связи с тем, что самые абсурдные страхи, порой, подтверждаются неожиданным образом. Один из шахтеров на прошлой неделе рассказал мне, как в столичном Минсоцполитики на вопрос о зарплате ему кто-то человеколюбивый ответил: "А что вы хотите? Голосовали на референдуме – теперь голод пусть вас уму научит!"
...Любопытно, "прогрессивная" радиостанция на украинских волнах – следствие того самого недосмотра, который помог "увидеть" разрушения в работающих шахтах и вдохновляет работников министерств на новые витки гуманизма?
Может, все-таки не шахты – а 102,5 FM будем закрывать?
Всего лишь полтора года назад в Украине был неофициально запрещен к показу фильм о том, как дети работают на нелегальных шахтах Донбаса, чтобы хоть как-то выжить после закрытия этих шахт. Речь шла о Снежном – городке, где вся экономика зависела от добычи угля.
Фильм "Шахта №8" показали на 30 кинофестивалях мира. Героя фильма – мальчика, который работал на копанке, чтобы прокормить сестру – избили битами за участие в этом фильме.
Похоже, что в пылу предвыборной борьбы наше правительство решило довести до уровня жизни Снежного еще несколько городов и районов. Наверное, чтобы там никто не поддерживал ДНР. Или как это еще объяснить?..
В рабочей комнате Бертольда Брехта висел щиток с надписью "Истина конкретна". Сейчас пространство Донбасса рискует стать зоной тотального замалчивания, где только обезумевшие радиостанции и борьба пропаганд имеют право на голос.
Полностью с проектом распоряжения правительства о ликвидации ряда угледобывающих предприятий можно познакомиться на сайте Независимых профсоюзов.
Евгения Белорусец, специально для УП