О мифах, Луне и войне

Воскресенье, 31 августа 2014, 17:16
журналист

"27 августа Марс прибизится к Земле настолько, что будет будет казаться размером с Луну". Возможно, вы встречали это сообщение в соцсетях последние пару месяцев. Или могли видеть его опровержение в газетах, в том числе серьезных.

Хотя, казалось бы, серьезным людям говорить здесь вообще не о чем. Чтобы понимать, что это – чушь, не надо быть профессиональным астрономом. Достаточно более-менее успешно окончить шесть классов обычной школы. При условии, конечно, что ваши успешные оценки – заслужены.

Между тем, абсолютное большинство людей, поверивших, судя по всему, в эту "новость", школу таки заканчивали. Неужели их там так плохо учили? Есть подозрение, что дело здесь не в особенностях образовательной системы. И даже не во всеобщем "отуплении" жителей современного мира (хотя, как увидим далее, это уже несколько ближе). Корень явления – скорее, в самой человеческой природе.

В самом деле, история с Луной и Марсом – далеко не единственная. Из совсем недавнего можно вспомнить миф о "конце света", который якобы предсказали загадочные майя. Или о том, что Землю разрушит эксперимент по поиску бозона Хиггса на Большом адронном коллайдере.

Эти мифы еще более-менее невинны. Бывает хуже. Скажем, о страшном вреде добычи сланцевого газа. Или невероятной опасности производства пищевых продуктов из так называемых ГМО – генно-модицифированных организмов. В этих случаях истерия подогревается мощными заинтересованными силами, да так, что публично сомневаться в мифе со временем становится как бы даже и неудобно. Спросите у переселенцев с Донбасса – они вам такого расскажут об ужасах сланцевого газа! Хотя считанные единицы из них хоть что-то знают о собственно технологии его добычи. И как раз они, в большинстве своем, к панике будут не склонны.

Увы, человек падок на сенсации и склонен пощекотать себе нервы. И, сталкиваясь с такой возможностью, иногда несознательно "отключает" и критическое мышление, и собственные знания. Хотя если бы его просто расспросить, он, вероятно, многое вспомнил бы.

Восприятие "сенсации" не требует интеллектуальных усилий. В отличие от ее критического рассмотрения. Более того, во многих случаях, уж простите, чем человек, глупее, тем уверенне он ощущает свою правоту. Человек умный, а следовательно, объективный, признает: конечно, добыча сланцевого газа, как и вообще любое копание в недрах земных, может вредить экологии. И, конечно же, с помощью генных технологий можно вывести какой-нибудь особо устойчивый сорняк, а то и ядовитую картошку.

И что же? "Вот видите!", - ответит оппонент. И никакие аргументы вроде того, что даже от ядовитой генно-модифицированной картошки вы не превратитесь в мутанта, потому что если бы это было возможно, то так же действовала бы и картошка обычная – не помогут.  

Повторимся. Чтобы разобраться в любой ситуации, нужно приложить известные усилия. Сравнительно нетрудно узнать, что сказочка о Марсе и Луне возникла в августе 2003 года. Тогда из сообщения о максимальном приближении к нам Красной планеты выпала строчка о том, что она (планета) будет видеться размером с Луну… даже в сравнительно слабые телескопы.

Случайно ли потерялось упоминание о телескопах, теперь уже не установишь. Но даже эта "новость" каждый август продожает будоражить досужие умы по всему миру. А что говорить о мифах, которые создаются на гораздо более сложном материале? В генной инженерии или, допустим, войне на Донбассе так быстро не разберешься. А ведь человек склонен считать, что способен разобраться во всем – ну или, точнее, обо всем должен иметь свое мнение.

Беда в том, что мнение – это никогда не "объективная информация", но почти каждый склонен считать свое мнение именно таковым. Местом обмена в первую очередь мнениями, а отнюдь не "информацией", были римский Форум, средневековые рынки и советские кухни. Таким местом стали и социальные сети. Мутный вал мнений, постоянно опоясывающий планету, столь могуч, что даже манипулировать им фактически невозможно: только ненадолго и на отдельных участках.

Правда, "обычные люди" как раз склонны верить в некие всемогущие силы, которые формируют в сознании всего человечества необходимую этим силам картину мира. Но это – значительное преувеличение, связанное все с тем же желанием людей верить в нечто тайное, захватывающее дух. За примерами и здесь далеко ходить не надо. Давно ли олигархи того же Донбасса организовывали митинги в поддержку разных "народных республик", надеясь таким образом выторговать у "революционной власти" сохранение своих позиций?

А сейчас по этим позициям бьют минометы, а самих олигархов "ополченцы" ненавидят не меньше, чем полумифических "бандеровцев". Вряд ли такой результат входил в планы того же Ахметова… Вот что имел в виду Макиавелли, говоря, что любой правитель может начать войну по своей воле – но не остановить ее по собственному желанию.

Впрочем, прав был и Геббельс, утверждавший, что чем невероятнее ложь, тем скорее в нее поверят. Это утверждение только на первый взгляд кажется парадоксом. Но в своей основе – это результат интуитивного ощущения той самой черты человеческой психики, склонной верить в невероятное, особенно если о нем "все говорят". От Марса и конца света по майя до "распятого ребенка" в Славянске.

Что с этим делать? Как известно, с человеческой природой в целом ничего особо не поделаешь. Но каждый все-таки может понемногу управлять самим собой. Не хвататься за дутые "сенсации", из соцсетей они или откуда еще. Не посыпать голову пеплом при каждой "катастрофе" на том же фронте. А также – не  запускать фейерверки с балкона при каждом "невероятном прорыве", чтобы потом не попасть под каток разочарования. Вообще, тем критичнее относиться к любой информации, чем сенсационнее она выглядит. Это только и будет подход мыслящего человека.

В конце концов, мутный вал сиюминутной мифологии плох еще и тем, что отвлекает нас от реальных фактов. Вот, например, именно в этом августе имело место реальное астрономическое явление – так называемое "суперлуние", когда полная Луна сближается с Земей и выглядит заметно больше, чем при "обычном" полнолунии.

Конечно, этот факт вовсе не сенсационен. И, в отличие от фактов о жизни и войне, не несет особо важной информации. Но это – правда. А правда обычно банальна.