Путинское сафари "Крым-газ-Донбасс"
Несмотря на предварительную договоренность о конструктивном вкладе России в урегулирование ситуации на Востоке Украины, достигнутую президентами Порошенко и Путиным во время их короткого общения в Нормандии, на практике Москва отказывается способствовать деэскалации ситуации в регионе.
И более того, судя по затягиванию решения украинского газового вопроса, Путин намерен сделать возможное смягчение позиции Москвы в поддержке боевиков на Донбассе элементом большого торга с новым руководством Украины.
"Зодчие Кремля" выстроили огромный треугольник давления на Украину, который можно описать формулой "Крым-газ-Донбасс".
Позиции Кремля по вопросу цены на газ для Украины, а также степень российского участия в дестабилизации положения на Донбассе в этой конструкции являются предметами подвижными и потенциально весьма пластичными.
И лишь одну вершину этого треугольника – Крым – Москва рассматривает как статичную величину.
Вместе с Севастополем Крым для нее – это две новоприобретенных субъекта Российской Федерации. Ключевое требование Москвы в этом вопросе – согласие со стороны Порошенко с фактом отторжения Крыма от Украины и юридическое признание принадлежности этой территории РФ.
Безусловно, такие требования являются абсолютно не приемлемыми для новой власти в Киеве. И ситуация для Украины такова, что она не только имеет возможность проигнорировать требования Кремля, но и переиграть Москву.
Аншлюсом Крыма и открытой поддержкой боевиков на Донбассе Россия загнала сама себя в глухой угол и сильно ослабила свои позиции в споре с Украиной.
Поэтому сейчас у Порошенко есть уникальное "окно возможностей" для того, чтобы переиграть Москву.
Известный российский политтехнолог и галлерист Марат Гельман, ранее работавший с Путиным, также отмечает эту уникальность ситуации: "У Порошенко появился козырь – мера изоляции России зависит сегодня от президента Украины. Когда на международных встречах он резко высказывается об отношениях с Россией, это влияет на нас. И я думаю, в Кремле это понимают".
Пять шагов навстречу "жизни по-новому"
Если кто-то забыл о вкусе победы в противостояниях с Москвой, неведомом при позднем президентстве Ющенко и всем президентстве Януковиче, то можно напомнить первый молниеносный визит президента Ющенко сразу после инаугурации в 2005 году в Москву.
Украинский лидер вёл себя тогда как победитель на фоне растерянного Путина, который сделал всё от него возможное для поражения Ющенко и неуспеха Майдана-2004.
И, чтобы окончательно показать, who is Mr.Putin для него лично, там же, в Москве, Ющенко сообщил о назначении премьером Юлии Тимошенко. Которая на тот момент была объявлена Россией в международный обыск, и на арест которой Москвой был выдан ордер…
О том, почему Ющенко не смог развить тот первый локальный успех на российском фронте, сказано уже давно. Для нас теперь важнее, чтобы его ошибки не повторил Петр Порошенко – один из ближайших на тот момент соратников Ющенко.
В отношениях с Москвой президенту Порошенко придется обязательно действовать по-новому: 1) системно и 2) не давать себя втянуть в неформальные схемы принятия решений, где Киев всегда проиграет Москве.
Можно выделить пять составляющих этого курса.
Президенту необходимо предъявить обществу четкую программу развития отношений с Россией. Порошенко шел на выборы без такой программы, сейчас у него есть карт-бланш на ее создание. Сама ситуация настоятельно требует ее разработки.
В исполнительной власти должна появиться отдельная структура, которая будет заниматься всем комплексом вопросов по отношениям с Россией.
Аналогичные функции по отношениям с ЕС в первом правительстве Тимошенко 2005 года были возложены на Олега Рыбачука в ранге вице-премьера по европейской интеграции.
Но, учитывая, сложность и масштаб задач на российском направлении, возможно, более уместной будет межведомственная группа.
Нужен мощный экспертно-аналитический орган, который позволит разработать и целостную стратегию отношений с Россией, и предлагать оптимальные тактики реагирования на текущие вызовы.
Подобная структура была при президенте Кучме – Национальный институт украинско-российских отношений (НИУРО).
В марте 2001 года Леонид Кучма своим Указом преобразовал НИУРО в Национальный институт проблем международной безопасности, который в 2010 году был ликвидирован президентом Януковичем.
Постоянно действующий международный формат урегулирования противоречий между Украиной и Россией – типа "женевской четверки". В реализации этого формата должен быть соблюден принцип, которым руководствовалась в работе международных посредников Польша: НИЧЕГО О НАС БЕЗ НАС.
Кроме Украины никто, и в том числе и сама Польша, не будет настаивать на соблюдении последнего правила: например, на днях уже прошла встреча по Украине министров иностранных дел Германии, Польши и России. Без участия Киева.
Внутри Украины необходимо минимизировать влияние "пятой колонны" Москвы, агентами влияния которой буквально напичканы органы законодательной и исполнительной власти, в том числе, и силовые структуры. Это вопрос национальной безопасности.
Политика "кнута, пряника и чёрного ящика"
Тем временем на данный момент единственной работающей переговорной площадкой Украины и России является газовая.
На затянувшихся переговорах по поставкам газа в Украину российская сторона "как но нотам" отрабатывает проверенный способ свести все противоречия с Украиной к вопросу цены на газ и решить этот вопрос в неформальной плоскости.
Президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" называет эту стратегию Москвы политикой "кнута, пряника и чёрного ящика".
"Кнут" – это предварительно заявленная Газпромом высокая цена в 485 долларов за тысячу кубометров. "Пряник" – 268,5 долларов за тысячу кубометров, это обычная цена европейского спотового рынка газа. И именно столько готов платить Киев.
372 доллара – это средняя экспортная цена Газпрома.
А "черный ящик" – это очередная газовая схема, которую будет предлагать украинской стороне Кремль. Эта схема призвана решить все вопросы в традиционной кулуарной манере.
"Да, возможно, на этот раз схема будет базироваться не в швейцарском кантоне Цуг. Возможно, в другом кантоне. Или даже не в Швейцаре. Но ее суть не меняется. Шаблоны наработаны, проверены историей и российская сторона пересматривать их не собирается", – констатирует президент Центра Михаил Гончар.
Он прогнозирует, что может быть предложена схема "Крым в обмен на газ".
То есть, юридическое признание принадлежности Крыма России в обмен на цену в 268,5 долларов за тысячу кубометров. Отсюда и такой ожесточенный спор вокруг цены на газ.
"Сейчас Москва может признать цену для Украины на уровне 380-390 долларов за тысячу кубометров, а потом сделать дополнительную скидку. Через это искушение президенту и власти Украины придется пройти.
И здесь важно, чтобы нынешняя власть не повторяла ошибки всех предыдущих президентов и не шла на непрозрачные сделки с Россией", – подчеркивает эксперт.
Москва к открытым переговорам не готова
В то же время, Москва не готова к открытым переговорам с Украиной, констатирует глава Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара. Хотя России такой диалог более нужен, чем Украине, поскольку Порошенко легитимным президентом признал весь мир.
И если лишь одна Россия будет уходить от официальных переговоров с легитимно избранным Порошенко, то это будет играть только ей в минус.
Приемлемые для Киева рамки коридора решения украинского кризиса обозначил исполнительный директор Центра социальных исследований "София" Владимир Лупаций.
Россия пытается доказать несостоятельность Украины как государства, спровоцировать гуманитарную катастрофу. И поэтому нужна международная коалиция по стабилизации ситуации в Украине, отметил он.
О своей готовности выполнить работу по стабилизации настойчиво заявляет Россия, в то время как западные страны, заявляет Кремль, не готовы к такой работе.
Поэтому раз против Украины Россией ведется "гибридная" война, Киеву нужно разрабатывать "гибридную" стратегию безопасности. И для ее реализации необходимо выходить за пределы евроатлантического круга.
Украина может выходить на страны G20 и другие с месседжем: "Многополярный мир или многополярный хаос?".
Россия отказалась от многополярного мира в пользу многополярного хаоса. Выступая за многополярный мир, Украина сможет наладить коммуникацию с такими важными игроками на международной сцене как Индия, Япония, Бразилия и так далее.
И заручиться поддержкой этих стран. Чтобы международно-правовое осуждение России происходило не только в ареале евроатлантики, подчеркивает Лупаций.
Однако успех этих усилий не внешней арене будет возможным только при выполнении новым руководством Украины необходимых условий для построения отношений с Россией действительно по-новому.
Причем не только в значении красивого предвыборного слогана, а наполненной новым практическим содержанием и доведенной до конца работы.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", по материалам "Экспертной карты решений: новый формат украинско-российских отношений при президенте Порошенко", для УП