Вопросы к жителям Донбасса
К тем, кто сегодня на баррикадах. Кто искренне верит: он борется за добро и справедливость, против зла и порабощения. Кто отстаивает свои убеждения, свои принципы, свои права, свои идеалы. Кто готов стоять до конца и победить.
Сейчас не время вести долгие теоретические споры и выяснять, кто прав, а кто ошибается; насколько ваши – равно как и наши – убеждения правильны, а насколько ложны, и почему, в силу каких причин они именно такие, какие есть. В любом случае, ошибка – не преступление. В современном мире именно так и заведено.
Эти споры нужно было вести раньше – и нам, и вам. Вот только – или это лишь казалось? – и раньше, и, тем более, сейчас вы не хотели нас слушать. И уж точно не хотели слышать. "Донбасс – передовой край, шахтёры и металлурги – передовой отряд рабочего класса", - и в силу этого Донбасс владеет истиной, он лучше всех знает и глубже всех понимает всё, что происходит вокруг. Было такое? Согласитесь: да, было. И есть.
Но пусть даже сегодня не время для дискуссий – попробуйте задать сами себе несколько вопросов. И найти на них честные – честные! – ответы.
Первый вопрос. Вы называете нынешнюю украинскую власть хунтой. Вы не признаёте её и не желаете ей подчиняться. Вы считаете, что в феврале эта хунта совершила государственный переворот, чтобы дорваться до власти.
Строго говоря, да – это был переворот. Октябрь 1917 года – это тоже был переворот. Владимира Ленина вы тоже называете главарём хунты? Любая революция – переворот. Само по себе слово "переворот" не несёт никакого оценочного смысла – это всего лишь политологический термин. Это – как слово "удар": бывает удар бандита, бывает удар для защиты от бандита, бывает удар в боксе.
А теперь скажите: хунты – они обычно назначают президентские выборы в обусловленный конституцией срок – кратчайший изо всех возможных? Они всегда маниакально стремятся провести эти выборы, а не отложить их под любым предлогом? Предлогов таких сейчас – пруд пруди, а хунта не отменяет выборы. Не странно ли?
Члены нашей хунты всегда подчёркивают, что они - "исполняющие обязанности", и пунктуально соблюдают ограничения в полномочиях, налагаемые вот этим "исполняющие обязанности". Это все хунты так делают? Пусть даже в ущерб своим интересам, своему рейтингу и своей репутации? Это обстоятельство очень необычно для хунты, не правда ли?
Видели ли вы хунту, главарь которой не берёт себе громкий титул – что-нибудь наподобие "великий вождь", "отец народа", "национальный лидер" и прочее подобное, а скромно именует себя исполняющим обязанности президента?
Второй вопрос связан с первым. Вы говорите, что Украиной правит хунта. На носу – президентские выборы, самый надёжный и самый простой способ покончить с правлением хунты. Почему же вы настроены их игнорировать, а то и сорвать? Такой выход, как выборы, кажется вам слишком простым и потому неинтересным? Ах, хунта сфальсифицирует результаты голосования? Ну, вот когда это станет ясно – тогда никто уже не отберёт у вас права выйти на баррикады и стоять до победы. И тогда мы будем с вами – по одну сторону баррикад.
Или вы просто боитесь, что вся Украина проголосует не так, как вам бы хотелось, и на этот раз вам придётся подчиниться выбору большинства? Если так, то это уже похоже не на благородную борьбу за справедливость, а на обыкновенный шантаж.
Третий вопрос. Вы обвиняете "хунту" в том, что она сорвала договорённости с Януковичем – в частности, о президентских выборах в декабре. Неужели вы не понимаете: до декабря ещё много воды утечёт? До декабря Янукович мог так закрутить гайки, что никакие выборы уже не помогли бы. До декабря можно было найти множество "честных" способов отменить эти выборы.
Неужели вы не понимаете: человек, "заработавший" на президентском посту миллиарды, сделает всё, чтобы эти миллиарды оставались у него и в дальнейшем? И не только миллиарды, но и каналы их поступления? Чтобы никто и никогда не пришёл и не спросил: а законным ли образом они получены – эти миллиарды?
Неужели вы не понимаете: выборы, подготовленные и проведённые под контролем Януковича, могли окончиться только его победой и больше ничьей – независимо от того, как вы проголосовали бы? Что Янукович обязательно остался бы на второй срок – а потом и на третий, и на четвёртый? Что в его планы не входило оставлять свою очень уж хлебную должность – вообще никогда и ни при каких обстоятельствах?
Неужели вы не понимаете: иного пути предотвратить такое развитие событий не существовало?
Да, кстати: ещё три месяца назад вы говорили: чтобы достойно жить, нужно работать на благо страны, а не на майданах стоять. "Донбасс работает, а не майданит" - так что же случилось теперь? Куда же делись ваши ещё совсем недавние убеждения? Или вы хотите и дальше за гроши горбатиться в копанках, чтобы Янукович жил ещё достойнее?
Четвёртый вопрос. Врезались в память слова луганского антимайдановца в одном из телерепортажей: "Мы здесь все – почти россияне". Что поразило – вот это слово "почти". Несколько лет назад точно так же поразило увиденное на автовокзале в том же Луганске. На автобусах с луганскими номерами, отправлявшихся в украинские города, были маршрутные таблички на русском языке и только на нём. Ущемление русского языка, караул! А вот на автобусах, отправлявшихся в российские города, были маршрутные таблички, аккуратно написанные на двух языках – сверху на украинском, снизу на русском.
Вот это оно и было, упомянутое "почти": в глазах украинцев донбассовцы хотели и хотят выглядеть россиянами, в глазах россиян – украинцами. Быть особенными – превыше всего. Ну, скажите, что это не так! И ещё скажите: предположим, Донбасс присоединён к России. Будете ли вы там ощущать себя безусловно своими – без вот этого "почти"?
Давайте посмотрим правде в глаза: все годы независимости вы воспринимали отношения Донецка с Киевом по схеме "метрополия – колония". Вы считали, что Донбасс – бесправная колония, которую грабит наглая метрополия – Киев.
И вот в 2010 году соотношение изменилось. Президентом стал выходец из Донбасса, в Киев массово потянулись донбасские чиновники. Вы надеялись, что уже Донецк стал метрополией, а Киев – колонией. И – что же? Каким был результат? Вы как были бесправными рабами, так и остались. Точно так же, как и мы. "Работайте, а не майданьте" - голубая мечта любого рабовладельца.
Вы недовольны: у вас разруха, у вас в домах десятилетиями нет горячей воды, вы давно забыли, что такое фонари на улицах, - а вот где-нибудь в Черкассах или Тернополе и фонари на улицах горят, и сами улицы подметены. А там ни уголь не добывают, ни металл не плавят! "Паразиты", - приходили вы к выводу. Только не обращали внимания: ни в Черкассах, ни в Тернополе, ни во Львове, ни в Виннице нет такой, как в центре Донецка, концентрации новостроек в стиле "золотая пыль в глаза". Нет такого показного богатства, такой показной роскоши. Отойдёшь от центра Донецка на километр – запустение, в самом же центре донбасской столицы – просто тебе Монте-Карло с Лас-Вегасом в одном стакане.
Почти как в известном фильме: "Донецк – город контрастов". Нигде, кроме Донбасса, таких резких до неприличия контрастов нет. И это по вине Киева и Львова, Черкасс и Тернополя?
Так, может, не Украина грабила вас и паразитировала на вас? Мы жили под властью Януковича четыре года – и не выдержали, вы жили под его властью почти двадцать лет – и терпели, надеялись. Может, именно в нём и его окружении – причина вашей разрухи?
И пятый вопрос. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Почему же вы – самые достойные, самые уважаемые, самые надёжные, самые честные из вас – не приедете в Киев и не увидитие всё своими глазами? Без бит и арматуры, без оскорблений – просто частным порядком не приедете, посмотреть и послушать? На один день?
Походить по городским улицам, посмотреть на людей, послушать, что и на каком языке они говорят. Увидеть, как вся столица украшена биллбордами Добкина и Тигипко – как по мне, украшение очень сомнительное, но и о намерении провести выборы "под дулами автоматов" не слишком свидетельствует.
Опасаетесь, что на вас нападут за русский язык? Так можно ведь молчать – в Киеве никто на улицах не останавливает и допросов не учиняет.
Можно и в самое "логово зверя" сходить – на Майдан. И убедиться: не такое уж оно логово, да и не такого уж зверя. Что же, неужели среди вас нет смельчаков?
Смельчаки, конечно, есть, и их немало. Но вы боитесь. Нет, не того, что на вас нападут и побьют. Вы боитесь убедиться, что ваши представления – ошибочны. Боитесь, что нарисованная в вашем сознании чёрно-белая картина мира – "тут красные, там белые, тут наши, там немцы – вперёд, в атаку!" - рассыплется. Боитесь, что рухнет основа основ вашей веры – убеждённость, что кругом одни враги. Крушение веры – вот чего вы боитесь. Но стоит ли эта вера вражды и крови?
Борис Бахтеев, для УП