Крым – узел правовых проблем

119 просмотров
Вторник, 29 апреля 2014, 09:45
Геннадий Пампуха
директор Независимого института судебных экспертиз, президент МНА "Европейская арбитражная палата", Брюссель, для УП

С момента аннексии Россией Крыма, в Украине появились беженцы, а с ними – проблемы, связанные с их статусом.

"Беженцы" – тема глобальная. В этой связи у многих стран разработаны собственные механизмы урегулирования проблемы, существуют внутренние программы легализации статуса массовых переселений.

Основная цель Управления Верховного Комиссара по делам беженцев ООН, созданного в 1950 году, заключается в обеспечении прав и свобод, а также благополучия беженцев. В ООН стремятся найти механизмы долгосрочного урегулирования ситуации с беженцами.

Свыше 6800 сотрудников работают в более чем 110 странах мира и оказывают правовую защиту и помощь миллионам беженцев, возвращающимся лицам, лицам, перемещенным внутри страны и лицам без гражданства.

В Украине правовое поле в области определения статуса беженцев находится пока в стадии формирования.

Согласно закону "О беженцах", беженец – это лицо, которое не является гражданином Украины и вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по ряду признаков – расовой принадлежности, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе, исповедуя некие политические убеждения, находится за пределами страны своей гражданской принадлежности.

Беженец не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие названных опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего постоянного проживания, не может или не желает возвратиться вследствие указанных опасений.

Согласно этому определению, крымских жителей, которые являются гражданами Украины, назвать беженцами нельзя.

Такой статус им могут присвоить только в соседних странах.

Так, например, известен случай обращения татар к Польше о присвоения им статуса беженцев. Согласно польскому законодательству, существует определенная разрешительная процедура получения такого статуса.

Данная процедура предполагает, что гражданин, прибывший на территорию страны и претендующий на статус беженца, должен немедленно обратиться к представителю власти Польши и заявить о том, что он просит о присвоении такого статуса.

Этот гражданин остается временно на территории пограничной заставы, его документы изымаются, передаются в соответствующие органы.

Далее соискателей направляют в отдельно отведенный регион, на территории которого построены специальные общежития. В это время польские власти проводят проверку всех обстоятельств, на которые ссылаются граждане для получения статуса беженца.

Проверка длится около двух месяцев. По истечении этого времени, принимается решение о присвоении статуса беженца или дается мотивированный отказ.

Кроме того, решаются вопросы разрешения на проживание беженцев на конкретной территории, где у них есть родственники или друзья. Или власти принимают решение об отведении конкретной территории, где впоследствии может формироваться национальное землячество.

Только после определения и легализации положения, на котором находятся иностранные граждане на территории Польши, можно переходить к решению вопросов оформления разрешения на работу, пособий и социальных выплат.

Возвращаясь к проблеме крымчан на материковой Украине, следует еще раз уточнить – они являются переселенцами, а не беженцами.

В этой связи никакой дополнительной помощи или выплат в украинском законодательстве не предусмотрено. Можно рассчитывать только на помощь благотворительных фондов, волонтерских организаций.

Таких ситуаций в мире очень много. Взять к примеру Югославию. Там люди, родившиеся и проживающие в Косово, бежали из Словении в Хорватию. А словенцы, рожденные в Хорватии, эвакуировались в Словакию.

Вопросы гражданства, легализации проживания на зарубежных территориях до сих пор не разрешены в Югославии и вызывают противоречивые трактовки в международном правовом поле.

И снова к Крыму, где кроме проблем переселенцев, есть еще одна, касающаяся целого народа. Проблема определения статуса крымских татар.

Если РФ признает за крымскими татарами статус коренного народа, это даст им право сформировать автономную область или район в Крыму, на котором они будут локально проживать.

Если нет, не исключено, что их принудят к получению статуса нерезидентов. А это большая проблема. Так как они де-юре будут иностранцами у себя на Родине. Это существенное ограничение гражданских прав и свобод.

Фактически отсутствие каких-либо механизмов влияния на власть, а значит отстаивание своих прав, в том числе имущественных.

Дети, которые будут рождены в Крыму, смогут получить только гражданство РФ. Если они все-таки захотят стать гражданами Украины, им придется выехать за пределы полуострова – ведь украинских паспортных столов на его территории просто нет.

К слову, на сегодняшний день с выездом за пределы территории Крыма – никаких проблем! Более того, создается впечатление, что России намеренно подталкивает людей к принятию решения о выезде.

Иначе говоря, чем больше уедут несогласных, тем больше будет работы и жилья для более лояльных. Да и меньше проблем в вопросах внутренней безопасности.

А вот смогут ли переселенцы потом вернуться обратно в Крым?

Это может оказаться физически невыполнимой задачей. Ведь сегодня идет неконтролируемый процесс захватов частной собственности на полуострове, в том числе вновь прибывшими гражданами РФ.

Насколько известно автору, в данный момент рынок недвижимости Крыма активно формируется. Создано новое БТИ Крыма, состоящее из шести региональных представительств.

Ранее архивные дела объектов недвижимости, зарегистрированных до 2010 года, существовали исключительно на бумажных носителях. После создания Единого реестра, все данные были перенесены на электронные носители. На данный момент доступ к украинскому Реестру закрыт.

Но работает экспертная комиссия, которая проводит полный мониторинг объектов недвижимости и прав собственности на нее.

Остается неразрешенным вопрос и с выдачей российских паспортов. С 1-го апреля в Крыму изъяты печати в паспортных столах, и никто не может получить крымскую прописку.

Выходит, только те граждане, которые имели регистрацию до 1 апреля, получили возможность оформить российский паспорт. Все остальные должны получить справку о том, что они являются нерезидентами.

Граждане, которые выехали из Крыма, вряд ли смогут получить обратно свою недвижимость. Ведь за пределами полуострова, им проблематично и получить статус граждан РФ, и статус нерезидентов…

Что делать? Нужна инвентаризация недвижимости, определение рыночной стоимости объектов, желательно в валютном эквиваленте, и перерегистрация в российском реестре. Это первые шаги, которые важно сделать уже сейчас.

Геннадий Пампуха, международный эксперт права и независимой экспертизы, директор Независимого института судебных экспертиз, президент МНА "Европейская арбитражная палата", Брюссель, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)