Федеративный тупик

285 просмотров
Среда, 12 марта 2014, 10:12
Георгий Зубко
вице-президент Федерации хоккея Украины

Последние события в Крыму дали однозначный ответ на вопрос, нужна ли Украине федерализация. Реальная угроза территориальной целостности страны, угроза Третьей Мировой войны возникла именно в том регионе, автономные права которого закреплены конституционно.

Этот особый статус полуострова не предотвратил ни сепаратизма местных царьков, ни внешнюю агрессию.

Напротив, демагогией по поводу исключительных прав крымской автономии прикрываются и марионетки, и истинные кукловоды этого геополитического фарса, и даже недосужие киевские чиновники, обязанные пресечь беспредел в Крыму.

Российская интервенция публично началась с того, что "автономные" депутаты Верховной Рады АРК открыто пособничали вооруженным террористам в своем здании. Самозванец с криминальным прошлым Сергей Аксенов, который берет на себя всю ответственность за вторжение россиян, – не подпольный сепаратист-маргинал, а многосозывный депутат советов Крыма. Его путь к власти оказался намного проще и легальнее, чем у другого безбашенного сепаратиста: косовского албанца Хашима Тачи, при явном сходстве биографий.

Характерно, что предателями Украины оказались не только депутат Аксенов, но и многие давно назначенные чиновники крымской "республиканской" власти.

Пока самозванец запугивает украинских моряков под прицелом россиян, Совмин Крыма уже буднично обсуждает с Совмином Путина прямое финансирование из Москвы и отрезание полуострова от единой энергосистемы Украины.

Русская весна по плану

Давайте откажемся от иллюзий – то, что происходит сейчас в Украине, касается не только и, к сожалению, не столько Крыма. Антиправительственные митинги, прошедшие в первых числах марта в ряде юго-восточных областей, имели слишком уж неожиданный и при этом единый сценарий, чтобы относиться к числу случайных совпадений.

Ведь ничего подобного в Украине не было последних лет 15. Истошные крики "Россия!", надругательство над государственной символикой Украины, невесть откуда-то появившиеся гигантские российские триколоры, которые по несколько десятков человек ритмично поднимали и опускали, разгром зданий обладминистраций и городских советов.

Все это еще неделю назад было так неестественно и нереально даже для самых что ни на есть русскоязычных территорий Украины. Тем более что именно эти территории раньше не отличались какой-либо протестной активностью.

Но именно так была выстроена драматургия пророссийских маршей в Севастополе, Симферополе, Донецке, Луганске, Харькове, Николаеве, Одессе.

Постановочность таких антигосударственных флешмобов очевидна. Как очевидны и российские номера на многочисленных автобусах, заполонивших Харьков в день первомартовского митинга. Действо, как известно, закончилось зверским избиением и унижением известнейшего украинского писателя новой волны Сергея Жадана и местных активистов.

Но самая главная улика – это дата проведения.

Основные выступления отделенцев-россиелюбов прошли 1 марта. На целую неделю позже прихода к власти в Киеве "фашистов" и "ультраправых" Евромайдана, о которых кремлевские телеканалы голосили последние месяцы!

Но именно 1 марта с просьбой о помощи к России обратился самозваный "премьер-министр Крыма" Сергей Аксенов. Госдума и Совет Федерации оперативно попросили Путина обеспечить на полуострове "мир и порядок". Тот, в свою очередь, попросил их разрешить ввод "ограниченного контингента" на территорию Украины. На что Совет Федерации единогласно согласился.

Что же так долго терпели со "стихийными" митингами и обращениями "ущемленных русскоязычных" Юго-востока? Возможно, спецназу ГРУ нужно было время для переброски из Саратова? Или не успевали навербовать достаточно "титушек" с двуглавыми паспортами?

Налицо спланированная масштабная спецоперация сопредельного государства на территории Украины, направленная на дестабилизацию ее внутренней общественно-политической ситуации, создание шумовой завесы для интервенции.

Присмотримся к "федералам"

Был, среди прочего, важный момент бесчинств – обязательным требованием "протестующих" в разных городах юго-восточной Украины была безотлагательная федерализация. Якобы, жители Юго-востока просто не имеют другой защиты от орд "бандеро-фашисто-нацистов", кроме как создавать свои региональные протогосударственные образования.

Но почему дебоширы, требующие федеральности, кричат "Россия!", а не, к примеру, "Таврия" или "Слобожанщина"? Они же видят политику, прежде всего, через призму собственной территории, разве нет?

И почему за федерализацию вдруг выступают и "жители" дотационных, экономически несамостоятельных регионов Украины вроде Луганщины?

Кстати, кто они, светочи федерализма в Украине, озаряющие путь простым "украинским федеральщикам" на площадях?

Есть целая индустрия внутренних "федерастов". Но они почему-то – не "хозяйственники" с опытом работы губернаторами и мэрами, и не крупные нестоличные бизнесмены. А демагоги-популисты типа Колесниченко и Царева.

Им подпевают соответствующие "политологи". Называясь "антифашистами", федералисты, как правило, отрицают существование украинской нации и языка, высмеивают украинскую государственность, предвзято трактуют сложные события украинской истории и многое другое.

Надо сказать, доморощенные "федеральщики" особенно распоясались, когда режим Виктора Януковича усмирял всенародный Евромайдан.

Именно они громче всех защищали неадекватного диктатора. Хвалили беспредельщиков из "Беркута" – привезенных, как бы случайно, из отдельно взятых регионов Украины. Не вылезая при этом из студий российских каналов. Требовали "Жестче с этими бандеровцами!", даже когда "бандеровцев" из Днепропетровска и Харькова уже расстреливали снайперы.

Что ж, "каков поп, таков и приход". Федераторы с мандатами разжигают, федераторы с битами поджигают.

Других "федералистов" у Путина для нас нет...

Чему учит история

Критерием истинности есть практика. А она показывает, что федерализация отнюдь не панацея от межрегионального противостояния. Для этого достаточно вспомнить грустную судьбу относительно близкой нам Социалистической Федеративной Республики Югославии.

В качестве модели национального строительства в послевоенной Югославии был избран федерализм. Субъектами федерации стали шесть республик и две автономных области.

Но временное равновесие, как оказалось позже, основывалось не на принципах федерализма, а на харизме авторитарного лидера страны – Иосипа Броз Тито. Когда, по завещанию Тито, после его смерти пост президента страны был упразднён, во главе страны встал Президиум, члены которого – главы республик и областей – ежегодно сменяли друг друга.

Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х годов закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики. Что привело к обострению отношений между более развитыми Сербией, Хорватией, Словенией – и остальными республиками.

В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы.

Для урегулирования этнического конфликта между сербским и албанским населением Косова край был переведен под протекторат ООН.

Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию – Сербию и Черногорию: c 1992 по 2003 годы – Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 – конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ).

Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 года.

Истории Югославии можно противопоставить пример процветающий Федеративной Республики Германии. С точки зрения этнической и ментальной идентичности ФРГ даст фору любому унитарному государству.

Однако есть весомые контраргументы. Во-первых, Германия несравнима ни с Югославией, ни тем более с Украиной по своим глубоким традициям самоуправления, верховенства права, негосударственной экономики. Немцы не прожили в унитарном, едином государстве и 100 лет. До всего этого нам, к сожалению, еще плыть и плыть.

Во-вторых, даже в ФРГ федерализм создает некоторые риски. Ведь как только экономическая конъюнктура ухудшается, наиболее экономически развитая Бавария начинает задумываться о самоопределении.

Сторонники независимости недовольны большим количеством налогов, которые федеральный Бонн собирает с предпринимателей и рабочих. Эти деньги идут в первую очередь на помощь более бедным федеральным землям. "Это нечестно", – заявил летом 2012 года президент Баварии Хорст Зеехофер. Осенью 2012 года местные чиновники пытались подать иск в суд против бюджета Германии, однако потерпели поражение: другие регионы-"доноры" не поддержали Баварию.

Как видим, сама по себе федерализация не дает ровным счетом ничего ни обычным гражданам, ни государству в целом. Но зато создает предпосылки для консервации разного рода внутренних разломов и реализации внешних деструктивных сценариев.

Достойным ответом им может быть только сильное экономически развитое унитарное государство, где надежно будут защищены права каждого гражданина.

И это – главный рецепт выживания Украины.

А что касается агрессивных сторонников федерализации, штурмующих органы государственной власти под флагами иностранного государства, сомнений быть не должно – это государственные преступники, должные нести ответственности по всей строгости уголовного кодекса!

Георгий Зубко, преподаватель права университета имени Тараса Шевченко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)