Федеративный тупик
Последние события в Крыму дали однозначный ответ на вопрос, нужна ли Украине федерализация. Реальная угроза территориальной целостности страны, угроза Третьей Мировой войны возникла именно в том регионе, автономные права которого закреплены конституционно.
Этот особый статус полуострова не предотвратил ни сепаратизма местных царьков, ни внешнюю агрессию.
Напротив, демагогией по поводу исключительных прав крымской автономии прикрываются и марионетки, и истинные кукловоды этого геополитического фарса, и даже недосужие киевские чиновники, обязанные пресечь беспредел в Крыму.
Российская интервенция публично началась с того, что "автономные" депутаты Верховной Рады АРК открыто пособничали вооруженным террористам в своем здании. Самозванец с криминальным прошлым Сергей Аксенов, который берет на себя всю ответственность за вторжение россиян, – не подпольный сепаратист-маргинал, а многосозывный депутат советов Крыма. Его путь к власти оказался намного проще и легальнее, чем у другого безбашенного сепаратиста: косовского албанца Хашима Тачи, при явном сходстве биографий.
Характерно, что предателями Украины оказались не только депутат Аксенов, но и многие давно назначенные чиновники крымской "республиканской" власти.
Пока самозванец запугивает украинских моряков под прицелом россиян, Совмин Крыма уже буднично обсуждает с Совмином Путина прямое финансирование из Москвы и отрезание полуострова от единой энергосистемы Украины.
Русская весна по плану
Давайте откажемся от иллюзий – то, что происходит сейчас в Украине, касается не только и, к сожалению, не столько Крыма. Антиправительственные митинги, прошедшие в первых числах марта в ряде юго-восточных областей, имели слишком уж неожиданный и при этом единый сценарий, чтобы относиться к числу случайных совпадений.
Ведь ничего подобного в Украине не было последних лет 15. Истошные крики "Россия!", надругательство над государственной символикой Украины, невесть откуда-то появившиеся гигантские российские триколоры, которые по несколько десятков человек ритмично поднимали и опускали, разгром зданий обладминистраций и городских советов.
Все это еще неделю назад было так неестественно и нереально даже для самых что ни на есть русскоязычных территорий Украины. Тем более что именно эти территории раньше не отличались какой-либо протестной активностью.
Но именно так была выстроена драматургия пророссийских маршей в Севастополе, Симферополе, Донецке, Луганске, Харькове, Николаеве, Одессе.
Постановочность таких антигосударственных флешмобов очевидна. Как очевидны и российские номера на многочисленных автобусах, заполонивших Харьков в день первомартовского митинга. Действо, как известно, закончилось зверским избиением и унижением известнейшего украинского писателя новой волны Сергея Жадана и местных активистов.
Но самая главная улика – это дата проведения.
Основные выступления отделенцев-россиелюбов прошли 1 марта. На целую неделю позже прихода к власти в Киеве "фашистов" и "ультраправых" Евромайдана, о которых кремлевские телеканалы голосили последние месяцы!
Но именно 1 марта с просьбой о помощи к России обратился самозваный "премьер-министр Крыма" Сергей Аксенов. Госдума и Совет Федерации оперативно попросили Путина обеспечить на полуострове "мир и порядок". Тот, в свою очередь, попросил их разрешить ввод "ограниченного контингента" на территорию Украины. На что Совет Федерации единогласно согласился.
Что же так долго терпели со "стихийными" митингами и обращениями "ущемленных русскоязычных" Юго-востока? Возможно, спецназу ГРУ нужно было время для переброски из Саратова? Или не успевали навербовать достаточно "титушек" с двуглавыми паспортами?
Налицо спланированная масштабная спецоперация сопредельного государства на территории Украины, направленная на дестабилизацию ее внутренней общественно-политической ситуации, создание шумовой завесы для интервенции.
Присмотримся к "федералам"
Был, среди прочего, важный момент бесчинств – обязательным требованием "протестующих" в разных городах юго-восточной Украины была безотлагательная федерализация. Якобы, жители Юго-востока просто не имеют другой защиты от орд "бандеро-фашисто-нацистов", кроме как создавать свои региональные протогосударственные образования.
Но почему дебоширы, требующие федеральности, кричат "Россия!", а не, к примеру, "Таврия" или "Слобожанщина"? Они же видят политику, прежде всего, через призму собственной территории, разве нет?
И почему за федерализацию вдруг выступают и "жители" дотационных, экономически несамостоятельных регионов Украины вроде Луганщины?
Кстати, кто они, светочи федерализма в Украине, озаряющие путь простым "украинским федеральщикам" на площадях?
Есть целая индустрия внутренних "федерастов". Но они почему-то – не "хозяйственники" с опытом работы губернаторами и мэрами, и не крупные нестоличные бизнесмены. А демагоги-популисты типа Колесниченко и Царева.
Им подпевают соответствующие "политологи". Называясь "антифашистами", федералисты, как правило, отрицают существование украинской нации и языка, высмеивают украинскую государственность, предвзято трактуют сложные события украинской истории и многое другое.
Надо сказать, доморощенные "федеральщики" особенно распоясались, когда режим Виктора Януковича усмирял всенародный Евромайдан.
Именно они громче всех защищали неадекватного диктатора. Хвалили беспредельщиков из "Беркута" – привезенных, как бы случайно, из отдельно взятых регионов Украины. Не вылезая при этом из студий российских каналов. Требовали "Жестче с этими бандеровцами!", даже когда "бандеровцев" из Днепропетровска и Харькова уже расстреливали снайперы.
Что ж, "каков поп, таков и приход". Федераторы с мандатами разжигают, федераторы с битами поджигают.
Других "федералистов" у Путина для нас нет...
Чему учит история
Критерием истинности есть практика. А она показывает, что федерализация отнюдь не панацея от межрегионального противостояния. Для этого достаточно вспомнить грустную судьбу относительно близкой нам Социалистической Федеративной Республики Югославии.
В качестве модели национального строительства в послевоенной Югославии был избран федерализм. Субъектами федерации стали шесть республик и две автономных области.
Но временное равновесие, как оказалось позже, основывалось не на принципах федерализма, а на харизме авторитарного лидера страны – Иосипа Броз Тито. Когда, по завещанию Тито, после его смерти пост президента страны был упразднён, во главе страны встал Президиум, члены которого – главы республик и областей – ежегодно сменяли друг друга.
Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х годов закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики. Что привело к обострению отношений между более развитыми Сербией, Хорватией, Словенией – и остальными республиками.
В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы.
Для урегулирования этнического конфликта между сербским и албанским населением Косова край был переведен под протекторат ООН.
Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию – Сербию и Черногорию: c 1992 по 2003 годы – Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 – конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ).
Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 года.
Истории Югославии можно противопоставить пример процветающий Федеративной Республики Германии. С точки зрения этнической и ментальной идентичности ФРГ даст фору любому унитарному государству.
Однако есть весомые контраргументы. Во-первых, Германия несравнима ни с Югославией, ни тем более с Украиной по своим глубоким традициям самоуправления, верховенства права, негосударственной экономики. Немцы не прожили в унитарном, едином государстве и 100 лет. До всего этого нам, к сожалению, еще плыть и плыть.
Во-вторых, даже в ФРГ федерализм создает некоторые риски. Ведь как только экономическая конъюнктура ухудшается, наиболее экономически развитая Бавария начинает задумываться о самоопределении.
Сторонники независимости недовольны большим количеством налогов, которые федеральный Бонн собирает с предпринимателей и рабочих. Эти деньги идут в первую очередь на помощь более бедным федеральным землям. "Это нечестно", – заявил летом 2012 года президент Баварии Хорст Зеехофер. Осенью 2012 года местные чиновники пытались подать иск в суд против бюджета Германии, однако потерпели поражение: другие регионы-"доноры" не поддержали Баварию.
Как видим, сама по себе федерализация не дает ровным счетом ничего ни обычным гражданам, ни государству в целом. Но зато создает предпосылки для консервации разного рода внутренних разломов и реализации внешних деструктивных сценариев.
Достойным ответом им может быть только сильное экономически развитое унитарное государство, где надежно будут защищены права каждого гражданина.
И это – главный рецепт выживания Украины.
А что касается агрессивных сторонников федерализации, штурмующих органы государственной власти под флагами иностранного государства, сомнений быть не должно – это государственные преступники, должные нести ответственности по всей строгости уголовного кодекса!
Георгий Зубко, преподаватель права университета имени Тараса Шевченко, специально для УП