Время не терпит

73 просмотра
Пятница, 07 февраля 2014, 17:30
Владимир Малинкович
политолог, Мюнхен

Предложение Марины Ставнийчук начать процесс преодоления кризиса с подписания политико-правового соглашения между властью, оппозицией и представителями гражданского общества весьма интересно.

Безусловно, стороны должны взять на себя взаимную ответственность за неприменение насилия. Очень важно создать комиссию с участием представителей Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для тщательного расследования всех случаев грубого нарушения законодательства, фактов избиений, пыток, похищений, убийств.

Все это должно быть публично зафиксировано и закреплено подписями в меморандуме о путях преодоления общественно-политического кризиса.

Меморандум этот, однако, вряд ли может претендовать на статус Конституционного договора, хотя в него и можно было бы записать общие принципы столь необходимой стране конституционной реформы.

Марина Ставнийчук, безусловно, права: конституционную реформу нельзя сводить исключительно к возвращению далекой от совершенства Конституции-2004. Текст Основного закона нуждается в более глубокой и всесторонней переработке. Изменения должны затронуть все разделы, начиная с общих принципов и прав человека и кончая местным самоуправлением и судоустройством.

По сути, все надо начинать с нуля. На мой взгляд, например, желательно было бы, во избежание пересечения полномочий различных властных структур, трансформировать нынешнюю президентскую республику не в парламентско-президентскую – а в чисто парламентскую. И президента избирать не всенародно, а в Национальном Собрании, которое будет состоять наполовину из депутатов Верховной рады и наполовину из представителей областных рад, в достаточной мере автономных. Подобным образом избирают президента ФРГ, где парламентская форма правления, как всем очевидно, себя давно оправдала.

В условиях Украины, где президентские выборы всегда поднимают на дыбы – одну против другой – две половины населения одной страны, избрание главы государства Национальным Собранием, думаю, особенно важно.

Впрочем, дело сейчас не в конкретных предложениях, касающихся глубинной перестройки всего конституционного лада Украины. Не сомневаюсь, что их будет множество, и лучшие из них следует публично обсудить. Но такое обсуждение будет эффективным лишь в условиях политической стабильности, а не острейшего общественного конфликта.

Очевидно, что для полноценной конституционной реформы потребуется много времени – как минимум, несколько лет. Этого времени сейчас нет.

Социальное напряжение настолько велико, что в любую минуту может произойти очередной взрыв. Тем более что есть внешние и внутренние силы, в таком исходе весьма заинтересованные.

Одним только объявлением моратория на насилие его не остановить. И вряд ли стоит надеяться, что комиссия по расследованию преступных действий конфликтующих сторон, даже самая объективная, быстро завершит свою работу.

Самое же главное: не за горами президентские выборы, и к началу предвыборной кампании люди должны знать, какие полномочия будут у избранного ими президента.

Оппозиция уже не раз заявляла, что президент с теми полномочиями, что есть сейчас у Януковича, ей не нужен. Сам же Янукович наверняка понимает, что сохранить все без изменений ему никак не удастся.

Нужны компромиссы.

Нужны новые правила политической игры уже к началу президентской избирательной кампании, которая, скорее всего, будет досрочной.

Принять эти правила надо как можно скорее. На словах обе стороны к этому готовы, на практике – дело никак не сдвинется с места.

Досрочные выборы президента по новым правилам будут возможны, если получат легитимацию в Верховной Раде основные положения Конституции-2004, но в соответствии не с законом № 2222, который не был одобрен Конституционным Судом, а в соответствии с законопроектом №4180, который получил положительное заключение КС.

В этот законопроект нужно внести минимальные изменения. Прежде всего, уточнив и ограничив некоторые президентские полномочия – особенно в том, что касается назначения премьер-министра, генпрокурора и руководителей силовых структур. Затем принять его квалифицированным большинством в качестве новой редакции Конституции и отправить на окончательное одобрение в Конституционный суд.

Принять новую – старую, лишь слегка измененную – редакцию текста Конституции можно в течение одной-двух недель, была бы воля сторон. Решения КС, возможно, придется ждать чуть больше.

Но в любом случае через 2-3 месяца появятся новые "правила игры" – и тогда можно будет объявлять досрочные выборы.

Я недавно уже писал об этом, здесь же хочу подчеркнуть:

Принятие законопроекта №4180 в качестве новой редакции Конституции – не альтернатива полноценной конституционной реформе, а всего лишь паллиативное средство стабилизации нынешней, грозящей взрывом социально-политической ситуации.

Конституционную же реформу следует начинать сразу после выборов нового президента и формирования парламентом коалиционного правительства.

Хотелось бы верить, что будущий глава государства будет рассматривать подготовку новой Конституции Украины, ее принятие и претворение в жизнь в качестве главного дела всей своей президентской каденции.

С тем и войдет в историю.

Владимир Малинкович, политолог, Мюнхен, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)