Время не терпит
Предложение Марины Ставнийчук начать процесс преодоления кризиса с подписания политико-правового соглашения между властью, оппозицией и представителями гражданского общества весьма интересно.
Безусловно, стороны должны взять на себя взаимную ответственность за неприменение насилия. Очень важно создать комиссию с участием представителей Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для тщательного расследования всех случаев грубого нарушения законодательства, фактов избиений, пыток, похищений, убийств.
Все это должно быть публично зафиксировано и закреплено подписями в меморандуме о путях преодоления общественно-политического кризиса.
Меморандум этот, однако, вряд ли может претендовать на статус Конституционного договора, хотя в него и можно было бы записать общие принципы столь необходимой стране конституционной реформы.
Марина Ставнийчук, безусловно, права: конституционную реформу нельзя сводить исключительно к возвращению далекой от совершенства Конституции-2004. Текст Основного закона нуждается в более глубокой и всесторонней переработке. Изменения должны затронуть все разделы, начиная с общих принципов и прав человека и кончая местным самоуправлением и судоустройством.
По сути, все надо начинать с нуля. На мой взгляд, например, желательно было бы, во избежание пересечения полномочий различных властных структур, трансформировать нынешнюю президентскую республику не в парламентско-президентскую – а в чисто парламентскую. И президента избирать не всенародно, а в Национальном Собрании, которое будет состоять наполовину из депутатов Верховной рады и наполовину из представителей областных рад, в достаточной мере автономных. Подобным образом избирают президента ФРГ, где парламентская форма правления, как всем очевидно, себя давно оправдала.
В условиях Украины, где президентские выборы всегда поднимают на дыбы – одну против другой – две половины населения одной страны, избрание главы государства Национальным Собранием, думаю, особенно важно.
Впрочем, дело сейчас не в конкретных предложениях, касающихся глубинной перестройки всего конституционного лада Украины. Не сомневаюсь, что их будет множество, и лучшие из них следует публично обсудить. Но такое обсуждение будет эффективным лишь в условиях политической стабильности, а не острейшего общественного конфликта.
Очевидно, что для полноценной конституционной реформы потребуется много времени – как минимум, несколько лет. Этого времени сейчас нет.
Социальное напряжение настолько велико, что в любую минуту может произойти очередной взрыв. Тем более что есть внешние и внутренние силы, в таком исходе весьма заинтересованные.
Одним только объявлением моратория на насилие его не остановить. И вряд ли стоит надеяться, что комиссия по расследованию преступных действий конфликтующих сторон, даже самая объективная, быстро завершит свою работу.
Самое же главное: не за горами президентские выборы, и к началу предвыборной кампании люди должны знать, какие полномочия будут у избранного ими президента.
Оппозиция уже не раз заявляла, что президент с теми полномочиями, что есть сейчас у Януковича, ей не нужен. Сам же Янукович наверняка понимает, что сохранить все без изменений ему никак не удастся.
Нужны компромиссы.
Нужны новые правила политической игры уже к началу президентской избирательной кампании, которая, скорее всего, будет досрочной.
Принять эти правила надо как можно скорее. На словах обе стороны к этому готовы, на практике – дело никак не сдвинется с места.
Досрочные выборы президента по новым правилам будут возможны, если получат легитимацию в Верховной Раде основные положения Конституции-2004, но в соответствии не с законом № 2222, который не был одобрен Конституционным Судом, а в соответствии с законопроектом №4180, который получил положительное заключение КС.
В этот законопроект нужно внести минимальные изменения. Прежде всего, уточнив и ограничив некоторые президентские полномочия – особенно в том, что касается назначения премьер-министра, генпрокурора и руководителей силовых структур. Затем принять его квалифицированным большинством в качестве новой редакции Конституции и отправить на окончательное одобрение в Конституционный суд.
Принять новую – старую, лишь слегка измененную – редакцию текста Конституции можно в течение одной-двух недель, была бы воля сторон. Решения КС, возможно, придется ждать чуть больше.
Но в любом случае через 2-3 месяца появятся новые "правила игры" – и тогда можно будет объявлять досрочные выборы.
Я недавно уже писал об этом, здесь же хочу подчеркнуть:
Принятие законопроекта №4180 в качестве новой редакции Конституции – не альтернатива полноценной конституционной реформе, а всего лишь паллиативное средство стабилизации нынешней, грозящей взрывом социально-политической ситуации.
Конституционную же реформу следует начинать сразу после выборов нового президента и формирования парламентом коалиционного правительства.
Хотелось бы верить, что будущий глава государства будет рассматривать подготовку новой Конституции Украины, ее принятие и претворение в жизнь в качестве главного дела всей своей президентской каденции.
С тем и войдет в историю.
Владимир Малинкович, политолог, Мюнхен, специально для УП