Стратити не можна милувати

64 просмотра
Суббота, 11 января 2014, 12:33
Ирина Соломко
журналист

Закон о декриминализации оказался нежизнеспособным. Столкнувшись с этой реальностью, оппозиция взялась за его реанимацию.

19 декабря 2013-го – день Святого Николая, когда дети ждут подарки, – имел все основания порадовать и взрослых. Подарок им от Святого Николая был неожиданно хорошим.

Верховная Рада конституционным большинством голосов приняла закон о преодолении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц относительно событий, которые имели место во время проведения мирных акций. Так называемый закон об амнистии или декриминализации. Его цель – вывести из-под удара всех участников акций протеста, против которых развернула свою карательную машину власть.

Принятие самого закона мне запомнилось очень хорошо. Именно в этот момент я находилась в офисе юридической компании Arzinger, где общалась с Виталием Касько, защитником Ярослава Притуленко. Он – один из девятерых узников Банковой, которых задержали 1 декабря и обвинили в участии, а также организации массовых беспорядков.

3 декабря этой девятке Шевченковский суд в виде меры пресечения избрал двухмесячный арест. Притуленко – единственный, кому впоследствии Апелляционный суд меру пресечения так и не изменил. Парень уже второй месяц за решеткой.

Как раз в разгар нашего разговора в комнату вошел коллега Касько и сказал, что Рада приняла закон, который значительно упростит защиту Притуленко. Но опытный адвокат не торопился радоваться. Он продолжил выкладывать мне аргументы, которые доказывают невиновность Ярослава. И чутье не обмануло защитника.

8 января судья Печерского суда Кристина Гладун отказалась применить закон о декриминализации, поскольку из документа не ясно, как и по отношению к кому нужно его применять. Судья практически слово в слово повторила произнесенную до этого аргументацию прокуроров.

О том, что власть будет играться с законом, стало понятно практически сразу после его принятия.

Еще в конце декабря глава Апелляционного суда АРК Валерий Чернобук заявил, что документ может остаться лишь декларацией. Мол, в нем не урегулирован главный вопрос – механизм практической реализации.

Несмотря на это, президент все-таки подписал закон.

С этого момента прошло две недели, и судейский корпус успешно применил его лишь раз.

27 декабря Апелляционный суд Одесской области, используя нормы закона, удовлетворил жалобу участников местного Майдана Алексея Черного и Вячеслава Шкрибляка. Он освободил их от административной ответственности за невыполнение законных требований милиции и хулиганство.

Осознав, что власть широко применять на практике положения документа не намерена, оппозиция пошла в наступление.

8-го января депутаты получили аудиенцию у генпрокурора Виктора Пшонки. Он пожаловался депутатам, что тоже не знает, как применять закон. Чтобы помочь генпрокуратуре разобраться с тонкостями его реализации, оппозиция и ГПУ создают рабочую группу. Оппозиционеры шутят, что могут даже все нужные постановления написать, если генпрокурор не знает, как это сделать.

В частных беседах депутаты рассказывают, что в прокуратуре им дали понять, что выполняли бы закон, если бы оппозиция пошла на компромисс и согласилась с его помощью вывести из-под удара Беркут, который избивал людей. Поэтому в ГПУ пока просто затаились и ждут отмашки с Банковой.

Очевидно, что сигнал может поступить, только если будет давление общества и оппозиции.

Именно поэтому депутаты-оппозиционеры пошли по кабинетам силовиков.

Помимо этого, они готовят проект постановления относительно обязательств ГПУ и генпрокурора закрыть уголовные производства против участников акций, как это предусмотрено законом.

Но это еще не все. Оппозиция решила бить и по судебному корпусу.

По словам Павла Петренко, нардепа от "Батькивщины", депутаты внесут соответствующее постановление и будут требовать от Высшего совета юстиции дать оценку действиям всех судей, которые отказались и отказываются от выполнения закона о декриминализации. Оппозиция также будет наставить на их увольнении с должностей.

Первая в списке – Гладун.

В ее "выслужном" списке, помимо дела Притуленко, еще несколько резонансных решений. Например, запрет любых акций под КМДА. Еще одним своим вердиктом она запретила доступ людей в Дом профсоюзов. Когда Гладун дочитывала решение по делу Притуленко, депутаты не сдерживали возмущения и эмоций. Между собой они уже окрестили ее новым Киреевым.

"Судья обычного районного суда переняла на себя полномочия всего Конституционного суда и решила не выполнять, а трактовать закон", – негодовал Петренко. Депутаты считают ее решение антиконституционным.

Преднамеренное невыполнение закона о декриминализации нарушает права Притуленко, что является достаточным основанием для увольнения Гладун с должности судьи, уверен Петренко.

В то же время, учитывая тотальный контроль власти над ВСЮ, едва ли судьям что-то грозит.

Куда более действенный способ воздействия на судебный и прокурорский беспредел предлагает улица.

Протестующие, которые 8 января пришли под стены Печерского суда поддержать Притуленко, призывали брать плакаты с фотографиями Гладун, чтобы ехать пикетировать ее дом и школу, где учатся дети судьи.

Что-то мне подсказывает, что подобный путь окажется более эффективным и понятным, чем интенсивная терапия оппозиции, с помощью которой она сейчас пытается вернуть к жизни закон о декриминализации.

Ирина Соломко, специально для УП

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)