Акция "Принуждение к свободе слова"

99 просмотров
Пятница, 10 января 2014, 09:34
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

Когда власть по нарастающей "закручивает гайки" в информационном пространстве вокруг Евромайдана, его лидерам нужно применять адекватные ситуации инструменты противодействия.

Янукович и его "информационный зонтик"-2

Период, когда вышедшая на Майдан общественность и примкнувшие к ней лидеры политической оппозиции навязывали власти повестку дня и имели выгодную для себя "картинку" на основных телеканалах страны, был непродолжительным. И закончился еще в середине прошлого месяца.

Власть прогнозируемо смогла прийти в себя, и так же прогнозируемо начала контрреволюцию.

Одним из первых крупных шагов в этом направлении стало возвращение контроля над информационным пространством. Для чего и была создана связка нового заместителя главы АП Юрия Чмыря и Александра Гурбича – человека, создавшего в конце 90-х – начале 2000-х уникальный "информационный зонтик" над губернатором Донбасса Януковичем.

Тогда Гурбич в отдельно взятом Донбассе с успехом выстроил "под Януковича" полностью зачищенное от посторонних влияний информационное пространство. Чуть позднее его достижение в масштабах всей страны пытался повторить глава администрации президента Кучмы Медвчедчук – с помощью "темников" с разъяснениями "Тема важная и актуальная".

Совершенно прогнозировано команда Чмыря-Гурбича первыми начала брать под полный контроль наиболее влиятельные телеканалы. В том числе – "вторую кнопку" страны, телеканал "Интер", который и до Евромайдана традиционно отличался высоким уровнем лояльности к власти. С конца декабря трехнедельный евромайдановский "тур в объективность" для "Интера" закончился.

На резкое изменение информационной политики канала 5 января отреагировал совет Всеукраинского объединения "Майдан": "Интер" все больше становится похожим на рупор Януковича-Азарова УТ-1. В течение последних недель редакционная политика этого канала претерпела катастрофические изменения. Без каких-либо объективных оснований тема Майдана исчезла из новостей, а если и подается, то настолько искаженной, что не имеет ничего общего с реальным положением дел", констатировал совет ВО "Майдан".

В качестве воздействия на "Интер" лидеры объединения предложили украинцам не включать этот канал, а рекламодателям – не размещать на нем свою рекламу.

Эти призывы "ко всем и каждому и ни к кому конкретно" в сочетании с предложением лидерам оппозиции всего на одну неделю не появляться на "Интере" говорят о том, что оппозиция оказалась не готовой адекватно реагировать на начало тотальной "зачистки" информационного пространства.

Эта "зачистка" – составная и важнейшая часть работы власти, связанной с началом президентской кампании Януковича.

И вместо того, чтобы реагировать точечно, жестко и адресно, своими безадресными призывами лидеры ВО "Майдан" продолжили проигрышную тактику трех лидеров политической оппозиции. Последние, неожиданно получив 30 ноября прошлого года в своё распоряжение громаднейшую энергию и мощь восставшей Украины – не того ли они добивались в ходе своих воскресных туров "Вставай, Украина!" весной прошлого года? – не смогли ее преобразовать в конкретные достижения и победы.

Игра с режимом "в долгую"

Между тем, у Евромайдана есть рычаги для успешного противодействия усилиям администрации Януковича по взятию под свой контроль информационного пространства.

Они позволят противостоять власти, играя "в долгую". Поскольку блицкригом устранить режим Януковича Евромайдану не удалось, то вместо шапкозакидательства в режиме нон-стоп необходимы технологически грамотные шаги для выигрыша президентской кампании-2015.

Собственно, первые шаги в этом направлении лидерами Майдана уже сделаны: создано ВО "Майдан" и принят Манифест с планом действий.

Для начала лидерам Евромайдана нужно вспомнить, что "Интер", как и другие каналы, после 30 ноября давал в целом взвешенную, объективную картину происходящего.

Происходило это не только потому, что журналисты на каналах умеют и хотят работать честно и профессионально. Это одна из причин, но не единственная. Вторая причина: позиция собственников каналов. Собственники не стали вмиг убежденными борцами за свободу слова на своих медиа-ресурсах – а просто разрешили медийную "вольницу" для достижения своих целей.

И, вспомнив это, – перестать мешать и Януковича, и его администрацию, и Партию регионов, и всех олигархов в одну безликую "власть".

Есть телеканал – в данном случае "Интер". У которого есть совершенно конкретные собственники – Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин. И Евромайдану нужно находить "болевые точки" этих собственников, чтобы "простимулировать" их соблюдать сбалансированность по отношению к Майдану.

Такой болевой точкой однозначно не является бойкот товаров, связанных с предприятиями собственников "Интера". Периодически повторяющиеся призывы бойкотировать товары, которые производятся предприятиями этих и других видных членов ПР, имеют, как минимум, два крупных недостатка.

Во-первых, бойкот не приносит ни быстрого, ни существенного падения спроса на ту или иную торговую марку.

Бойкот поддерживают не везде, и не все участвуют в нем. Именно этим объясняется и безрезультатность призыва к рекламодателям воздержаться от размещения рекламы на "Интере". Равно как и на любом другом канале – бизнес всегда идет туда, где есть подходящие для него условия.

Рейтинг и охват аудитории у "второй кнопки" страны для бизнеса – всё-таки вещь посильнее отвлеченных призывов "бойкотировать" от каких-то незнакомых людей. Причем бойкотировать не "Интер" – а, по существу, бойкотировать собственные возможности и прибыли.

Во-вторых, во многом, бойкот товаров, если он успешен – бьет в первую очередь по рабочим, а не по собственникам.

Наверное, исключением можно назвать только бойкот предприятий наподобие гипермаркетов "Эпицентр" – там есть огромные кредитные ресурсы, взятые под оборот. Если в отношении таких предприятий начинается бойкот – тут же падает оборот. Но кредиты надо обслуживать – следовательно, экономические потери начинают приобретать лавинообразный характер.

Точечные удары – по банкам

Тем не менее, у собственников всех ведущих телеканалов есть болевые точки – это банки.

Как раз на новогодних праздниках координатор гражданского движения "Спільна справа" Александр Данилюк заявил: "Одновременно с забастовкой участниками Евромайдана готовится компания по одновременному снятию денег со своих банковских счетов".

Однако не целесообразно бойкотировать сразу много банков – в этом случае размывается удар. Поэтому такой шаг не принесет ничего, кроме нервозности на банковском рынке в целом и общих негативных последствий для банковской системы страны.

В отношении же собственников каналов сработает другая система. В ней удар наносится точечно – исключительно по банкам собственника того или иного канала. И наносится этот удар не самими гражданами, а крупными субъектами.

Вот как это работает.

Действие первое: лидеры Евромайдана определяют, какой телеканал дает искривленную картинку акций протеста и упорно отказывается скорректировать информационную политику.

Действие второе: на Майдане публично объявляется, какой телеканал работает против протестующих, кто является собственником канала и какие именно банки этому собственнику принадлежат. У кого что есть – информация общеизвестная.

Вот именно с этими банками лидеры Евромайдана и призывают всех их вкладчиков провести "воспитательную работу". А именно – организовать отзыв всех депозитов и счетов, закрытие кредитных карточек и так далее. Причем не сегодня, а начиная со следующей недели.

Почему лишь со следующей недели? Как показывает практика, в таком случае страх "накрывает" крупных игроков, и, спасая свои "кровные", они забирают средства из названного банка, не дожидаясь следующей недели. В результате окажется, что реально бойкотировать никого и не придется. Страх бойкота работает сам по себе – под его влиянием владелец телеканала вынужден будет вернуться к объективности.

Другими словами, вместо абстрактных обличений того или иного телеканала, общественность должна начать акцию "Принуждение к свободе слова". Причем начать с первого же народного Вече, которое будет созвано в наступившем году.

Иначе, действуя со скоростью "в час по чайной ложке" – когда программный Манифест Майдана и долгожданный план действий появляются спустя месяц после начала протестов – лидеры Евромайдана всегда будут проигрывать власти, которая уже мобилизовала ресурсы и начала активное наступление на позиции противника.

В рамках акции нужно организовать мониторинговый комитет.

Среди активистов Евромайдана есть та же Виктория Сюмар, которая еще с 90-ых годов профессионально занимается борьбой за свободу слова. И с коллегами-единомышленниками может оперативно организовать качественный независимый мониторинг контента ведущих украинских каналов.

Должна быть четкая линия: канал говорит правду – банки собственника могут спать спокойно. Но в случае, если тот или иной канал забывает о свободе слова, то мониторинговый комитет призывает объявить бойкот банкам его собственника с дальнейшим публичным призывом с Майдана ко всем вкладчикам этих банков.

Или еще короче: чей канал нарушает свободу слова – у того в банках начинаются проблемы.

Все центральные каналы в этом плане очень "технологичны" и реагировать будут незамедлительно.

Для Майдана подобная тактика – беспроигрышная. Миллионы его сторонников гарантированно выполнят призыв лидеров Евромайдана пойти туда-то и сделать то-то для наказания конкретного человека за такие же конкретные нарушения в сфере свободы слова.

И владельцы банков и телеканалов гарантированно прислушаются к консолидированной и адресно направленной позиции миллионов. Реальных миллионов, которых могут направить против того или иного олигарха лидеры Евромайдана.

С угрозой этих внутренних санкций владельцам каналов придется считаться так же серьезно, как и с угрозой санкций внешних.

Так же неизбежно Майдан выиграет для своего паблисити. Поскольку если телеканалы и дальше будут показывать все объективно, то его лидеры смогут сказать, что этого результата Майдан добился своими превентивными мерами.

Ну а если будут искажать "картинку" – у Майдана готов четкий план действий. Угроза применения которого будет обязательно озвучена.

Если только собственник будет упорствовать и дальше.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)