Доверие

45 просмотров
Понедельник, 04 ноября 2013, 17:49
Андрей Колесник
политолог

Бывшийпремьер-министр Сингапура Ли Куан Ю в своих мемуарах однажды заметил, что главная причина успеха его страны может быть описана одним словом – доверие.

Икона начинающих реформаторов утверждал, что доверие есть альфа и омега в любом амбициозном государственном начинании.

Запоздалым эхом к тезисам Куан Ю звучат рассуждения украинских политиков. Кризис доверия к государству – эту проблему очень любят затрагивать в интервью о том "как нам обустроить Украину" оказавшиеся на скамейке запасных.

Причем, как правило, размышления политического актера сводятся к одной из позиций, которые условно можно обозначить так: "правительство некомпетентно"; "совсем бизнес зажали, инвестор бежит из страны". 

Как показывает практика, мотивами подобных служит не реальная обеспокоенность репутацией государства, а собственный меркантильный интерес. Либо отстаивание интересов строго конкретной бизнес-группы. 

Добившись своих целей, защитники репутации украинского государства удовлетворенно умолкают и передают эстафету дальше. 

Между тем, нехватка в молодом организме украинского общества такого витамина как доверие, представляет собой серьезную проблему. Попробуем разобраться, откуда она возникла и чем грозит нам. 

Давным-давно в эпоху черно-белых телевизоров, натурального мороженного и холодной войны существовало советское государство. Его власть не приветствовала индивидуализм и не поощряла частные формы кооперации граждан – тем самым пытаясь обезопасить себя от любых опасных с её точки зрения явлений. 

В качестве обязательной альтернативы, она предлагала населению систему собственных общественных фильтров и социальных иерархий – таких как профсоюзные движения или комсомол. Взамен государство возлагало на себя целый спектр обязанностей по воспитанию и опеке. 

Когда же время Советского Союза закончилось, у руля новообразованной украинской республики постепенно стали люди, привитые от любых идеологий. Умеющие приспосабливаться к любой обстановке. Знающие цену неформальным связям. Устойчивые к моральным установкам. 

В результате, следующие двадцать лет государство благополучно истощало доставшиеся в наследство резервы. Сохраняя за собой выгодные социальные практики, опираясь на патерналистские настроения, оно планомерно сокращало диапазон обязательств перед "главным источником власти". Пока само не превратилось в главный источник. 

Только не власти, а – проникшего во все слои украинского социума, – дефицита доверия. 

Перефразируя Рональда Рейгана, пока народ ждал, что государство решит его проблемы, оно само превратилось в проблему. Государство "ночной сторож", породило общество "ночного кошмара". 

Общество негарантированности. Негарантированность поджидает украинцев повсюду – дома, на работе, в больницах, магазинах, отделениях милиции, судах, университетах. 

Негарантированность присутствует в отношениях с товаропроизводителями, служащими, работодателями – и никакие рекламные кампании не в силах преодолеть её до конца. В этом отношении государственные учреждения стали настоящими храмами негарантированности. 

Платите ли вы за уборку мусора, отопление или качество дорог – государство исправно взимает деньги и ничего не гарантирует. 

Отличным примером таких порочных взаимоотношений служит вопрос трудовой миграции. Выходцы с периферии перебираются в крупные города – для получения образования, в поисках работы или лучших условий жизни. 

Избыток приезжих, с одной стороны, выгоден работодателю, позволяя ему диктовать условия на рынке труда. С другой, обеспечивает областные центры рядом неочевидных преимуществ – вроде покладистой массовки для пиар-акций местной власти или вожделенного статуса "города-миллионера". 

При этом сами мигранты долгие годы живут в "серой зоне" – не имея достаточно доходов, чтобы приобрести недвижимость, они находятся в положении гостей города, вынужденных идти на дополнительные финансовые издержки. 

При этом государство не несет за них никакой ответственности, а в конце трудовой карьеры многих из них ждёт возвращение на малую родину. 

Еще более печальна ситуация с выезжающими на заработки за границу. Этих людей для украинского государства просто не существует – в то время как денежные переводы заробитчан остаются весомым вкладом в украинский бюджет. 

Негарантированность дезориентирует, ведет к атомизации социальных групп. Она сдерживает любые конструктивные порывы общества, заодно избавляя стоящих у власти политиков от необходимости ломать голову в построении долгосрочных стратегий. 

"Кризис бы преодолеть", – какие уж тут стратегии? 

Вполне логично, что для нашего общества, такое болезненное состояние неестественно. Дефицит доверия – это не просто цифры пристрастно фиксирующей рейтинги социологии. И отнюдь не плевки в экран телевизора. 

Как минимум, это отклоняющееся поведение – психозы, агрессия, преступность и прочие социальные девиации, о которых модно упоминать в дешевых ток-шоу. 

Но, что гораздо хуже – это беззащитность. Перед насилием, угрозами, неопределенностью. Это, не в последнюю очередь – бедность. 

Исследовавший западные общества в поисках ответа на вопрос об успешности демократий Роберт Патнэм обратил внимание на характер социализирующих связей в различных странах. Там где уровень доверия оставался традиционно низким, местные общины казались раздробленными, а единственной более-менее успешной формой групповой ассоциации оставались семьи. 

Отношения между семьями так же нельзя было описать как основанные на общих интересах или взаимовыручке, скорее даже наоборот. В качестве примера Патнэм указал на различия между северными и южными областями Италии. 

Если север мог похвастаться обилием гражданских сообществ, развитой бизнес-инфраструктурой и относительно высоким уровнем доходов, то для юга, – где укоренилась семейно-родственная система связей, – характерным был больший процент безработного населения, резкий разрыв между богатыми и бедными. Коррумпированность местных администраций и их тесные связи с криминальными синдикатами мафии. Разница очевидна. 

Система сложившихся в Украине отношений превратила понятие "доверие" из достоинства в преамбулу уголовных дел о мошенничестве. 

Доверие воспринимается исключительно как синоним глупости или наивности, влекущий за собой немедленное наказание. Хотя такое понимание ошибочно. 

Доверие не предполагает потерю головы. Это не розовые очки и вера в "волшебные таблетки", а только лишь способ вместе совершать то, что нужно всем, но не под силу одиночкам. 

Дефицит именно такого доверия – скрытая  под сукном политических обещаний, "евроинтеграционных законов" и прочих формальностей, невозможность выстроить ни цивилизованное общество, ни нормальное государство. 

Потому что ценности нельзя просто привести откуда-то – словно чумаки соль. Ценности возводятся на фундаменте социального капитала. 

Сегодня некоторые политики интуитивно чувствуют общественный запрос на организации, способные сплотить население. Однако, к сожалению всевозможные "гражданские объединения" и прочие "народные инициативы" – преимущественно остаются лишь платформой для речей лидера. 

В то время как Украина нуждается вовсе не в очередной партии вожаков. Ей необходимы все те, кто может, не покривив душой повторить лютеровское: "Если бы мне сказали, что завтра настанет конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево". 

Андрей Колесник, политолог, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)