Недвижимость: скрытая угроза

38 просмотров
Вторник, 08 октября 2013, 14:51
Георгий Зубко
вице-президент Федерации хоккея Украины

В Украине недвижимость – таки недвижимая. И это совсем не связано с наличием фундамента или с ее надежностью как вложения капитала. Просто рынок недвижимости проявляет печальную тенденцию останавливаться с завидной периодичностью – ну хотя бы раз в год.

За последние годы причин было великое множество.

Менялась система регистрации вещных прав – к чему никто и никогда не был готов, – и сделки с недвижимостью пару месяцев технически невозможно было оформлять.

Вводились очередные требования к извлечению из какого-нибудь реестра, к хитрой справке из БТИ, понадобилось открывать регистрационное дело и так далее – и все это оказывалось абсолютно невыполнимым первые пару месяцев после нововведений.

Внезапное "озарение" фискальных органов – и нотариусам разъясняют, что если в ипотечном договоре предусмотрено обращение взыскания на предмет ипотеки, это уже договор об отчуждении имущества, и скромные 0,01 % госпошлины за договор ипотеки моментально превращаются в отнюдь не скромный 1 %. Результат – оформление ипотеки тормозится.

Новые требования к оценке пока, к счастью, отсрочены до ноября. Из-за этих правил, на всю "страну огромную" оценщиков, которые могут предоставить заключение для оформления сделки с недвижимостью, остается жалкие пару сотен. Ограничение в наличных расчетах до 150 тысяч гривен. Это только то, с чем мы столкнулись в этом году.

Но все-таки, все вышеперечисленное, по сути, форс-мажором не является.

Зато нынче имеется свежий прецедент самого настоящего форс-мажора.

1 октября перестал работать Государственный реестр прав на недвижимое имущество, равно как и еще 17 реестров: Единый реестр специальных бланков нотариальных документов, Единый реестр доверенностей и так далее.

Соответственно, ни отчуждение недвижимости, ни ее обременение – оформить стало невозможно.

Конечно же, это не могло не вызвать паники, слухов и домыслов. В начальные часы после обнаружения проблемы Минюст, который является держателем реестра, скромно сослался на "технические проблемы – сбой в программном обеспечении". Фоном служили объяснения, что средств в бюджете нет, права на ПО принадлежат подрядчикам – частным компаниям, а они неконтролируемые и так далее.

Затем эффект разорвавшейся бомбы произвело обращение коллектива государственного предприятия "Государственный информационный центр", которое ведет указанные реестры и которое недавно, после смены руководства профильного министерства, обрело нового главу.

Коллектив заявлял о "рейдерской атаке" – якобы новый руководитель привел с собой "посторонних людей", которые попытались скопировать содержимое баз данных, взломали защиту и прочее.

Конечно, зерно упало на плодотворную почву. Каждый второй, если не первый, опасается, что, зная данные о его скромной или нескромной недвижимости, ее "перепишут" на другого, "повесят" кредит и другие неприятности.

Не зря говорят, что войны нашего века – информационные. Минюст вынужден был отреагировать и выдвинуть новую версию: технический сбой был следствием несанкционированного вмешательства, но компетентные органы уже в курсе, всех проверят, найдут, накажут.

Версия хорошая, но общественности показалась малоубедительной: дескать, если это не Вы, тогда Вы-то куда смотрели и как все это допустили.

Искать виновных пришлось оперативно. Версия Минюста развилась в то, что "посторонние на корабле" – это финансовый аудит, нашли нарушения, вот бывшие сотрудники, незаконно осваивавшие бюджетные средства, и подсуетились, условно говоря, провода перерезали. Зачем, правда, вот вопрос? Если скрывать следы злоупотреблений, то отнюдь не с помощью копирования реестра или блокирования доступа к нему…

Что же мы имеем объективно, в контексте той же недвижимости?

Оставим на потом ЗАГСы с регистрацией рождения и смерти вручную и внесением сведений в реестр "в будущем", исполнительные производства, и так далее, хотя тема очень интересная и требующая отдельного обзора…

1. Чисто теоретически, данные о недвижимости и ее владельцах могли попасть в руки неизвестных.

 

Страшно ли это?

 

Субъективно – возможно. Объективно – все мы понимаем, что тот, кому могла понадобиться подобная информация о конкретном лице или лицах, мог получить ее и без таких масштабных и громких мероприятий.

 

Бояться того, что, только имея информацию о каком-то объекте недвижимости, можно сделать его "своим" – недальновидно. У нас заказ пиццы через интернет не всегда можно оформить; квартиру же можно купить только с предъявлением оригиналов не одного "бумажного" документа, какие-либо сведения из информационной системы тут мало помогут.

 

Кроме того, значительный процент "неравнодушных" ратует за то, чтобы подобные реестры в принципе были открытыми, как это сделано во многих странах мира: тогда не только каждый может узнать, сколько квадратных метров дача у начальника, но и исказить какие-то данные станет намного сложнее.

 

Если же считать, что такой реестр в принципе должен быть открытым, тогда нет смысла бояться его разглашения.

 

2. Сделки с недвижимостью остановились на какое-то – будем надеяться, непродолжительное – время.

Но нам-то не впервой. Конечно, кто-то может вовремя не получить кредит со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но в этом можно усмотреть и плюс.

Как ни странно, страшно себе представить, что могло бы случиться, если бы процесс отчуждения недвижимости был менее формализован, и нотариусы, подобно ЗАГСам, согласились бы оформлять сделки с внесением в реестр "потом".

3. Стало понятно, что информационные системы, ведение которых обеспечивает государство, не так защищены, как должны быть.

Сегодня Минюст говорит о несанкционированном вмешательстве, но уверяет, что данные не пострадали. Но если несанкционированное вмешательство возможно в принципе, где гарантия, что пределы его могущества – остановка функционирования реестра, а не, например, изменение данных в нем?

Как мне кажется, первоочередной вопрос не "кто виноват", а "как технически сделать так, чтобы это никогда не могло повториться в будущем".

Какие выводы можно сделать из этой "реестровой истории"?

Выполнение организационной функции государства не должно исчерпываться только бюрократизмом. На фоне бесконечного изменения форм справок и тасования полномочий между разными госструктурами, есть области, которым не уделяется должного внимания. Одна из которых – защита информации, находящейся в ведении государства.

Это одна из задач государства, которую нужно обеспечивать не политическими – даже так: "неполитическими" – а техническими средствами.

Сегодня не работает автоматизированная система – Государственный реестр прав на недвижимое имущества, и кто-то не сможет продать квартиру и потратить деньги на срочную операцию. И не имеет значения, какого руководителя определенной структуры поддерживал этот кто-то.

Завтра пройдут еще какие-то "магнитные бури", и из-за "несанкционированного вмешательства" перестанет работать другая автоматизированная система – например, система управления АЭС: у нас будет шанс стать свидетелями воплощенного в реальность фильма-катастрофы.

Вывод: есть вещи, которые по определению должны быть вне политики.

И информационная безопасность – одна их них.

Георгий Зубко, кандидат юридических наук, преподаватель Национального Университета имени Тараса Шевченко, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)