Как сказать ЕСу "Yes!"
Чтобы защитить курс на сближение с ЕС от давления Москвы, Украине необходимы две вещи.
Во-первых, адекватная возникшим вызовам программа действий.
Во-вторых, консолидация основных политических сил, представителей бизнеса и всего общества в целом вокруг идеи евроинтеграции.
Семидневная торговая война России против Украины 14-20 августа носила предупредительный характер. Несмотря на ее окончание, натиск Москвы для достижения двуединой цели а) не допустить подписания соглашения об ассоциации Украина-ЕС и б) заставить Украину присоединиться к Таможенному союзу, дальше будет лишь усиливаться.
Проблемы, которые северо-восточный сосед будет создавать Украине, будут нарастать как снежный ком.
Киев "рулит"
В то же время, вопреки распространенному мнению, позиции Украины в этом противостоянии далеко не слабые.
Наоборот – они достаточно сильны. Весь вопрос в том, сумеет ли Киев их использовать. И в сравнении с острым кризисом в украинско-российских отношениях десятилетней давности вокруг косы Тузла, когда Украина осталась один на один с Россией и смогла победить, сейчас наше положение гораздо более выигрышное.
Ведь в нынешнем конфликте у Украины есть все шансы заручиться поддержкой Евросоюза, акцентируя внимание на том, что Москва осуществляет прессинг на Украину за то, что та хочет углубить отношения с Евросоюзом.
Кроме того, в самом Евросоюзе в вопросе ассоциации с Украиной все более отчетливо пролеживается изменение позиций влиятельных игроков от "украино-скептицизма" к "украино-приятию".
Наиболее важно и ценно для Киева то, что точку зрения на ассоциированное членство Украины поменял экономический супер-тяжеловес №1 Евросоюза – Германия.
Как ни парадоксально, но при правильном использовании Украиной комбинации "намерение подписать ассоциацию с ЕС – полномасштабный прессинг Москвы в ответ" весьма проблематичные шансы подписать соглашение с Евросоюзом после недавней торговой войны с Россией станут выше, чем до этих событий.
Поэтому, чтобы эффективно защитить национальные интересы и выбор интеграции в европейское сообщество, власти необходимо задействовать и грамотно использовать все имеющиеся возможности и преимущества.
Ключевое требование для успешности – перестать действовать исключительно в навязываемой Москвой и привычной для украинского руководства парадигме неформального урегулирования спорных вопросов.
Здесь шансы переиграть Москву у Киева равны нулю. В этот раз необходимо максимально перевести в формальную плоскость имеющиеся противоречия и прибегнуть к помощи влиятельных международных институтов.
Как представляется, технологически это может выглядеть следующим образом: на базе СНБО создается постоянно действующий антикризисный штаб во главе с секретарем Совбеза Андреем Клюевым.
Он является одним из немногих действительно эффективных менеджеров в нынешней власти и при этом имеет хорошие каналы коммуникации и решения вопросов в Брюсселе.
В работе этого штаба должны принять участие квалифицированные специалисты профильных министерств, аналитики и эксперты.
Антикризисный штаб собирает всю информацию от украинских экспортеров, пострадавших от действий российской стороны. Эта информация оформляется для направления официальных протестов на действия российской стороны в ВТО, Евросоюз, институты международного торгового арбитража.
Позиция Украины здесь выигрышная: обе страны являются членами ВТО и обязаны руководствоваться нормами этой организации при решении торговых противоречий.
Россия имела право ставить таможенные барьеры для украинских товаров только в том случае, если бы получила соответствующее согласие от ВТО. Более того, теоретически такое согласие могло иметь место: существуют несколько ситуаций, в которых ВТО позволяет такие шаги.
Но для этого Москве необходимо было доказать, что отсутствие барьеров вредит стране, и ситуация стремительно ухудшается. Россия в ВТО с такими доказательствами до сих пор не обращалась.
В то же время, Украина имеет все возможности обратиться в эту организацию, опираясь на документально подтвержденные свидетельства украинских экспортеров, пострадавших от действий российской таможни 14-20 августа, предпринятых без санкции ВТО.
Эту же юридически подкрепленную позицию Украины по поводу торговых санкций России необходимо оперативно доносить мировому сообществу, в первую очередь, странам "Большой двадцатки". Очень удобная возможность для этого – саммит G20 в Санкт-Петербурге.
Точно так же – сугубо формально – необходимо требовать официальных объяснений от российской стороны по всем действиям, которые ущемляют интересы Украины. Это, прежде всего, таможенные санкции 14-20 августа, заявления официальных лиц РФ о возможности выхода стран ТС из зоны свободной торговли с Украиной и так далее.
Эти объяснения должны быть предоставлены как на двухстороннем уровне, так и в постоянно действующем наднациональном регулирующем органе Таможенного союза и Единого экономического пространства – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Обязательных официальных объяснений от РФ нужно добиваться и по каждому нарушению российской стороной договора о пребывании Черноморского флота на территории Украины. С тем, чтобы эти нарушения документировать и направлять в международные организации.
Параллельно с формализацией украинско-российских двухсторонних противоречий, украинской власти необходимо доносить свою позицию в Россию напрямую по правительственным, парламентским, региональным, научным, культурным каналам.
Для этого целесообразно запустить постоянно действующую в Украине коммуникационную площадку для обмена мнениями украинских и российских политиков, бизнесменов, общественных лидеров.
Также целесообразно запустить ориентированный на Россию интернет-ресурс, посвященный украинско-российским отношениям с эффективным донесением позиции Украины до целевой аудитории.
Брюссельский "джокер"
Важнейшее направление работы – постоянные консультации с Еврокомиссией, выработка согласованных действий в отношениях с Россией.
Большую эффективность будут иметь совместные заявления, в которых стороны будут вместе заявлять о недопустимости российских санкций против Украины как средства для недопущения сближения нашей страны с Европейским союзом.
А также информационная кампания в странах Евросоюза под общим девизом "Россия применяет санкции против Украины, поскольку та желает подписать соглашение с ЕС об ассоциации".
Во внутреннеполитической сфере власть может сделать ряд шагов, способствующих как усилению своих позиций, так и общественной консолидации вокруг поддержки евроинтеграции. Прежде всего, найти способы для того, чтобы пойти навстречу требованиям европейцев и выпустить, наконец, в сентябре на лечение в Германию Юлию Тимошенко.
Большой эффект будет достигнут, если руководство страны и представители всех политических сил, поддерживающих евроинтеграцию, подпишут документ с обязательством добиваться подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Дополнительный вес этому документу придали бы подписи под этим документом Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, которые заявляли о приоритетности подписания соглашения об ассоциации с ЕС над их неприятием нынешней власти.
На местном уровне, в первую очередь, в юго-восточных областях страны, необходимо провести широкую информационно-разъяснительную кампанию о практической пользе подписания соглашения с ЕС для рядовых украинцев.
Это даст возможность повысить уровень поддержки подписания соглашения с ЕС во всех регионах страны.
"Геть від Москви! "
Важнейшая задача – нейтрализовать и постепенно свести к минимуму влияние на принятие важных государственных и политических решений чиновников и политиков, являющихся активными сторонниками вступления Украины в ТС.
Эта так называемая "пятая колонна" в тылу украинской власти чрезвычайно многочисленна, влиятельна и является одной из самых больших угроз того, что нынешнее противостояние с Россией официальный Киев проиграет.
Другими направлениями активности украинской власти, как представляется, должны стать:
- поддержка переориентации экспортных поставок с российского рынка на рынки других стран;
- диверсификация кредитных линий в обход России: возобновление программы кредитования от МВФ, получение кредитов от других стран, в частности, Китая, после подписания соглашения об ассоциации обратиться за финансовой помощью к Евросоюзу.
- выведение рынка газа из-под контроля России – обращение в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотра газового контракта 2009 года; провозглашение приоритетом создания газотранспортного консорциума с Евросоюзом; диверсификация поставок газа.
Безусловно, многие из предлагаемых шагов представляются трудноосуществимыми. Поскольку они предполагают отказ украинского руководства, а также Виктора Януковича лично от многолетней практики принятия решений по спорным вопросам с Россией.
Но в нынешней ситуации кризиса, сохраняя приверженность линии достижения теневых договоренностей с Москвой, Янукович и команда проиграют. И не смогут реализовать исторический шанс сделать шаг навстречу ЕС. Даже несмотря на всё желание помочь Украине со стороны Евросоюза.
На сегодняшний день вопрос о том, сумеет ли руководство страны быстро перегруппировать боевые порядки и выиграть сражение за сделанный европейский выбор, остается открытым. Работа предстоит еще огромная, а времени до закрытия вильнюсского "окна возможностей" с каждым днем все меньше.
Возможно, для официального Киева определяющей мотивацией для действий станет то обстоятельство, что в отличие от того же тузлинского кризиса 2003-го, сейчас предметом спора с Москвой оказался не маленький клочок суши, а контроль над Украиной.
И Янукович и его окружение наверняка понимают: в случае капитуляции на российских условиях говорить о сохранении их влияния и удовлетворении их масштабных финансово-экономических аппетитов в Украине, как стране-участнице Таможенного союза, не придется.
Поэтому есть надежда, что руководство страны хотя бы из инстинкта самосохранения поддержит усилия европейски ориентированной части общества и поможет отстоять европейский выбор страны.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", для УП