Как сказать ЕСу "Yes!"

41 просмотр
Четверг, 29 августа 2013, 15:25
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

Чтобы защитить курс на сближение с ЕС от давления Москвы, Украине необходимы две вещи.

Во-первых, адекватная возникшим вызовам программа действий.

Во-вторых, консолидация основных политических сил, представителей бизнеса и всего общества в целом вокруг идеи евроинтеграции.

Семидневная торговая война России против Украины 14-20 августа носила предупредительный характер. Несмотря на ее окончание, натиск Москвы для достижения двуединой цели а) не допустить подписания соглашения об ассоциации Украина-ЕС и б) заставить Украину присоединиться к Таможенному союзу, дальше будет лишь усиливаться.

Проблемы, которые северо-восточный сосед будет создавать Украине, будут нарастать как снежный ком.

Киев "рулит"

В то же время, вопреки распространенному мнению, позиции Украины в этом противостоянии далеко не слабые.

Наоборот – они достаточно сильны. Весь вопрос в том, сумеет ли Киев их использовать. И в сравнении с острым кризисом в украинско-российских отношениях десятилетней давности вокруг косы Тузла, когда Украина осталась один на один с Россией и смогла победить, сейчас наше положение гораздо более выигрышное.

Ведь в нынешнем конфликте у Украины есть все шансы заручиться поддержкой Евросоюза, акцентируя внимание на том, что Москва осуществляет прессинг на Украину за то, что та хочет углубить отношения с Евросоюзом.

Кроме того, в самом Евросоюзе в вопросе ассоциации с Украиной все более отчетливо пролеживается изменение позиций влиятельных игроков от "украино-скептицизма" к "украино-приятию".

Наиболее важно и ценно для Киева то, что точку зрения на ассоциированное членство Украины поменял экономический супер-тяжеловес №1 Евросоюза – Германия.

Как ни парадоксально, но при правильном использовании Украиной комбинации "намерение подписать ассоциацию с ЕС – полномасштабный прессинг Москвы в ответ" весьма проблематичные шансы подписать соглашение с Евросоюзом после недавней торговой войны с Россией станут выше, чем до этих событий.

Поэтому, чтобы эффективно защитить национальные интересы и выбор интеграции в европейское сообщество, власти необходимо задействовать и грамотно использовать все имеющиеся возможности и преимущества.

Ключевое требование для успешности – перестать действовать исключительно в навязываемой Москвой и привычной для украинского руководства парадигме неформального урегулирования спорных вопросов.

Здесь шансы переиграть Москву у Киева равны нулю. В этот раз необходимо максимально перевести в формальную плоскость имеющиеся противоречия и прибегнуть к помощи влиятельных международных институтов.

Как представляется, технологически это может выглядеть следующим образом: на базе СНБО создается постоянно действующий антикризисный штаб во главе с секретарем Совбеза Андреем Клюевым.

Он является одним из немногих действительно эффективных менеджеров в нынешней власти и при этом имеет хорошие каналы коммуникации и решения вопросов в Брюсселе.

В работе этого штаба должны принять участие квалифицированные специалисты профильных министерств, аналитики и эксперты.

Антикризисный штаб собирает всю информацию от украинских экспортеров, пострадавших от действий российской стороны. Эта информация оформляется для направления официальных протестов на действия российской стороны в ВТО, Евросоюз, институты международного торгового арбитража.

Позиция Украины здесь выигрышная: обе страны являются членами ВТО и обязаны руководствоваться нормами этой организации при решении торговых противоречий.

Россия имела право ставить таможенные барьеры для украинских товаров только в том случае, если бы получила соответствующее согласие от ВТО. Более того, теоретически такое согласие могло иметь место: существуют несколько ситуаций, в которых ВТО позволяет такие шаги.

Но для этого Москве необходимо было доказать, что отсутствие барьеров вредит стране, и ситуация стремительно ухудшается. Россия в ВТО с такими доказательствами до сих пор не обращалась.

В то же время, Украина имеет все возможности обратиться в эту организацию, опираясь на документально подтвержденные свидетельства украинских экспортеров, пострадавших от действий российской таможни 14-20 августа, предпринятых без санкции ВТО.

Эту же юридически подкрепленную позицию Украины по поводу торговых санкций России необходимо оперативно доносить мировому сообществу, в первую очередь, странам "Большой двадцатки". Очень удобная возможность для этого – саммит G20 в Санкт-Петербурге.

Точно так же – сугубо формально – необходимо требовать официальных объяснений от российской стороны по всем действиям, которые ущемляют интересы Украины. Это, прежде всего, таможенные санкции 14-20 августа, заявления официальных лиц РФ о возможности выхода стран ТС из зоны свободной торговли с Украиной и так далее.

Эти объяснения должны быть предоставлены как на двухстороннем уровне, так и в постоянно действующем наднациональном регулирующем органе Таможенного союза и Единого экономического пространства – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Обязательных официальных объяснений от РФ нужно добиваться и по каждому нарушению российской стороной договора о пребывании Черноморского флота на территории Украины. С тем, чтобы эти нарушения документировать и направлять в международные организации.

Параллельно с формализацией украинско-российских двухсторонних противоречий, украинской власти необходимо доносить свою позицию в Россию напрямую по правительственным, парламентским, региональным, научным, культурным каналам.

Для этого целесообразно запустить постоянно действующую в Украине коммуникационную площадку для обмена мнениями украинских и российских политиков, бизнесменов, общественных лидеров.

Также целесообразно запустить ориентированный на Россию интернет-ресурс, посвященный украинско-российским отношениям с эффективным донесением позиции Украины до целевой аудитории.

Брюссельский "джокер"

Важнейшее направление работы – постоянные консультации с Еврокомиссией, выработка согласованных действий в отношениях с Россией.

Большую эффективность будут иметь совместные заявления, в которых стороны будут вместе заявлять о недопустимости российских санкций против Украины как средства для недопущения сближения нашей страны с Европейским союзом.

А также информационная кампания в странах Евросоюза под общим девизом "Россия применяет санкции против Украины, поскольку та желает подписать соглашение с ЕС об ассоциации".

Во внутреннеполитической сфере власть может сделать ряд шагов, способствующих как усилению своих позиций, так и общественной консолидации вокруг поддержки евроинтеграции. Прежде всего, найти способы для того, чтобы пойти навстречу требованиям европейцев и выпустить, наконец, в сентябре на лечение в Германию Юлию Тимошенко.

Большой эффект будет достигнут, если руководство страны и представители всех политических сил, поддерживающих евроинтеграцию, подпишут документ с обязательством добиваться подписания соглашения об ассоциации с ЕС.

Дополнительный вес этому документу придали бы подписи под этим документом Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, которые заявляли о приоритетности подписания соглашения об ассоциации с ЕС над их неприятием нынешней власти.

На местном уровне, в первую очередь, в юго-восточных областях страны, необходимо провести широкую информационно-разъяснительную кампанию о практической пользе подписания соглашения с ЕС для рядовых украинцев.

Это даст возможность повысить уровень поддержки подписания соглашения с ЕС во всех регионах страны.

"Геть від Москви! "

Важнейшая задача – нейтрализовать и постепенно свести к минимуму влияние на принятие важных государственных и политических решений чиновников и политиков, являющихся активными сторонниками вступления Украины в ТС.

Эта так называемая "пятая колонна" в тылу украинской власти чрезвычайно многочисленна, влиятельна и является одной из самых больших угроз того, что нынешнее противостояние с Россией официальный Киев проиграет.

Другими направлениями активности украинской власти, как представляется, должны стать:

- поддержка переориентации экспортных поставок с российского рынка на рынки других стран;

- диверсификация кредитных линий в обход России: возобновление программы кредитования от МВФ, получение кредитов от других стран, в частности, Китая, после подписания соглашения об ассоциации обратиться за финансовой помощью к Евросоюзу.

- выведение рынка газа из-под контроля России – обращение в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотра газового контракта 2009 года; провозглашение приоритетом создания газотранспортного консорциума с Евросоюзом; диверсификация поставок газа.

Безусловно, многие из предлагаемых шагов представляются трудноосуществимыми. Поскольку они предполагают отказ украинского руководства, а также Виктора Януковича лично от многолетней практики принятия решений по спорным вопросам с Россией.

Но в нынешней ситуации кризиса, сохраняя приверженность линии достижения теневых договоренностей с Москвой, Янукович и команда проиграют. И не смогут реализовать исторический шанс сделать шаг навстречу ЕС. Даже несмотря на всё желание помочь Украине со стороны Евросоюза.

На сегодняшний день вопрос о том, сумеет ли руководство страны быстро перегруппировать боевые порядки и выиграть сражение за сделанный европейский выбор, остается открытым. Работа предстоит еще огромная, а времени до закрытия вильнюсского "окна возможностей" с каждым днем все меньше.

Возможно, для официального Киева определяющей мотивацией для действий станет то обстоятельство, что в отличие от того же тузлинского кризиса 2003-го, сейчас предметом спора с Москвой оказался не маленький клочок суши, а контроль над Украиной.

И Янукович и его окружение наверняка понимают: в случае капитуляции на российских условиях говорить о сохранении их влияния и удовлетворении их масштабных финансово-экономических аппетитов в Украине, как стране-участнице Таможенного союза, не придется.

Поэтому есть надежда, что руководство страны хотя бы из инстинкта самосохранения поддержит усилия европейски ориентированной части общества и поможет отстоять европейский выбор страны.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)