Сносить нельзя оставить-2: реакция властей
Не прошло и месяца с момента моей публикации на тему перспектив решения проблемы "хрущевок", как Минрегионбуд заявил о "планах начала пилотного проекта относительно сноса жилых домов пери ода массовой настройки 1960-70-х годов".
То есть, тех самих "хрущевок".
Согласно этому заявлению, многострадальные "хрущевки" будут именно сносить, а не модернизировать. При этом утверждается, что уже есть 5 городов, изъявивших желание взять участие в проекте.
Что ж, если это не просто слова, а действительные намерения, – то путь, избранный Минрегионбудом, можно назвать правильным. В то же время, хочется подчеркнуть, что без изменений в действующем законодательстве существенных результатов достичь будет крайне проблематично.
Не хочется пересказывать текст предыдущей статьи, но пока закон "О комплексной реконструкции устаревшего жилого фонда" будет действовать в существующей редакции, ни один крупный инвестор не рискнет вкладываться в такую затею.
По моему глубокому убеждению, при существующих правовых обстоятельствах, единичные инициативы инвесторов могут возникнуть в перспективе 5-7 лет, и будут они касаться только домов, расположенных в престижных районах крупнейших городов или возле станций метро.
Уповать же исключительно на государственные инвестиции нельзя.
Не только потому, что государственные финансы не безразмерны, но и потому, что такое расходование средств, в принципе, слишком расточительно и неэффективно. При "волновом методе" расселения "хрущевок" гораздо более уместно ограниченное финансовое участие государства в качестве соинвестора строительства стартового дома.
Очень хочется, чтобы данные и другие важные моменты были учтены в модели, которая сейчас разрабатывается профильным министерством. Ведь если принципы, заложенные в нее, окажутся неэффективными, то данная инициатива рискует повторить судьбу более ранних прожектов. Более того, неудачный проект может застопорить решение проблемы еще на неопределенный период.
Призываю разработчиков пилотного проекта выйти за рамки узковедомственного подхода и создать специальную рабочую группу, в которую, наряду со специалистами Минрегионбуда, вошли бы депутаты профильного комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, очень было бы полезно участие в этой группе известных экспертов и журналистов.
Ведь неоднократно обманутые люди все еще с опаской воспринимают государственные инициативы. Тем более, касающиеся одной из главных человеческих потребностей – в жилье.
В общем, ситуация сложна, но не безнадежна. Здравый смысл и политическая воля власть предержащих способна сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Георгий Зубко, кандидат юридических наук, преподаватель Национального Университета Шевченко, специально для УП