Добрым словом и пистолетом
Продажа Борисом Ложкиным "Украинского медиа-холдинга" олигарху Сергею Курченко – личности, в общественном сознании намертво связанной с президентской Семьей, неизбежно вызвала бурление мнений и кардинально противоположных оценок.
Если экономические и финансовые эксперты чуть ли аплодировали президенту УМХ за заключение удачной сделки – продажу медиа-компании за 450-500 миллионов долларов в кризисные для отрасли времена с деловой точки зрения сложно назвать промахом, то журналисты и блоггеры больше внимания в своих комментариях уделили вопросу ползучей монополизации медиа-сферы накануне президентских выборов.
Безусловно, переход в руки приближенного к власти олигарха одного из наиболее влиятельных медиа-холдингов страны, согласно рейтингам РБК, UMH Group является вторым медиа-холдингом по доходности и степени информационного влияния после Starlight Media Виктора Пинчука, неизбежно переформатирует медиа-пространство Украины.
Продажа завершится только в марте следующего года, и стороны сделки говорят, что до тех пор никаких изменений в информационной политике изданий холдинга не будет. Но что будет после того, как сделка официально завершится?
Слухи о том, что люди Семьи очень интересуются УМХ ходили довольно давно. История с захватом ТВі, в свою очередь, показала, какими методами они предпочитают добиваться желаемого.
В то же время, очевидно, что с компанией такого масштаба, как УМХ действовать исключительно силовыми методами – себе дороже. Поэтому вооружившись разбухшими от денег чемоданами, Семья избрала иную, более подходящую, тактику.
Ее в свое время сформулировал чикагский гангстер Аль Капоне: "Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто пистолетом".
В роли пистолета – реальная угроза применения "карательных" мощностей госорганов, а доброго слова – огромные материальные ресурсы, стремительно накапливаемые на счетах компаний Курченко. Декларируемый годовой оборот группы составляет целых 10 миллиардов долларов.
А масштабные покупки – это лучший способ эти ресурсы легализовать.
Свой "джентельменский набор" олигарха глава компании ВЕТЭК собрал довольно быстро: в довесок к активам в профильной нефтегазовой отрасли был куплен футбольный клуб "Металлист", а теперь – и большой медиа-холдинг. Таким образом, пропуск в высшую лигу украинской олигархии был оформлен менее чем за год.
Вместе с тем, ощущение того, что "семейная" бизнес-корпорация на достигнутом не остановится, только крепнет.
Очевидно, что скупка медиа-активов за баснословные деньги – это лишь одно из стратегических направлений. Основная цель заключается в другом. Семье крайне необходимо выстроить новую систему взаимоотношений между олигархами внутри страны, а, следовательно, и существенно изменить порядок распределения экономических благ в стране.
В идеале для Семьи такая система должна стать "двухполюсной" и состоять исключительно из центров влияния, тесно связанными с нынешней властью. Лучше всех на эту роль подходят старый друг президента Ринат Ахметов и "вундеркинд" Сергей Курченко.
Даже могущественный Дмитрий Фирташ, судя по последним тенденциям в газовой сфере, находится в "серой" зоне опасности.
Агрессия, с которой Курченко при поддержке своих патронов у власти, говоря футбольным языком, осуществляет прессинг и отбор на чужой половине поля, свидетельствует об этом лучше всяких слов.
Уже сейчас обозреватели говорят о тлеющем конфликте Фирташа с Семьей, вполне конкретными проявлениями которого стали попытки группы Курченко вытеснить его из сферы газовых отношений с Россией и работать напрямую.
Игорь Коломойский и Виктор Пинчук могут столкнуться с серьезными проблемами для своего бизнеса еще быстрее.
Логика здесь проста. Страна балансирует на грани экономического коллапса, а приближающиеся выборы при низком уровне поддержки Януковича грозят стать крайне затратными в финансовом плане.
В таких условиях "раскуркуливание" олигархических групп – наиболее надежный способ обеспечить результат. Потрошение медиа-ресурсов каждого из упомянутых олигархов может стать только первым пробным камнем в реализации этой стратегии.
С начала нынешнего года серьезное давление на нефтяном направлении своего бизнеса испытывает Игорь Коломойский. Косвенно на проблемы олигарха указывает и его отказ от финансирования сразу нескольких футбольных клубов, которые негласно входили в сферу его влияния.
Безусловно, смять днепропетровского олигарха в одночасье невозможно, хотя бы потому, что контролируемый им Приватбанк слишком важен для нормальной работы финансовой системы страны.
Но откусывать по кусочку, безусловно, будут. Одним из таких кусочков, который является скорее олигархической игрушкой, чем серьезным активом, имеет все шансы стать телеканал "1+1". И если к Коломойскому придут с убедительным предложением по продаже его главного медиа-ресурса, то вряд ли он ответит отказом.
Для Бориса Ложкина медиа-бизнес как раз и был профильным, другого просто не было. Поэтому при нынешних раскладах выйти из ситуации, сохранив компанию под своим контролем, для него было практически нереально, учитывая отсутствие поддержки мощных финансово-политических групп.
И, очевидно, что не случайно он искал такую поддержку, привлекая в акционеры своих изданий Боголюбова и Порошенко. Которые, по сути, согласились со сдачей активов на милость Семьи.
Петр Порошенко, который за последний год из министра экономики в правительстве Януковича превратился в оппозиционера, когда явственно запахло жареным и появились первые слухи о том, что к УМХ прицениваются "серьезные люди" из Семьи, попросту вышел из бизнеса, продав Ложкину свою часть акций в "Корреспонденте" и "Ретро ФМ".
Оставим за скобками вопрос: "как при нынешней власти обладатель состояния в 1,6 миллиардов долларов чисто технически может находиться в оппозиции?".
Но факт того, что переговорщики от Курченко появились сразу же после того, как Порошенко умыл руки, вызывает определенные вопросы. Такие действия "оппозиционного олигарха" со столь большими амбициями трудно объяснить.
Учитывая большое желание Порошенко снова пробиться в высшие эшелоны власти, ему бы наращивать медиа-активы, а не наоборот, старательно уступать дорогу конкурентам.
Да и представители "Привата", по некоторым данным, могли поспособствовать УМХ остаться на прежних позициях, если бы подставили "кредитное плечо". По заявлениям топ-менеджеров компании, она нуждалась в инвестициях порядка 40-70 миллионах долларов. Но Коломойский и товарищи также предпочли остаться в стороне.
В этом контексте также вызвало удивление упорное молчание оппозиции, которая фактически проигнорировала вопрос перехода огромной доли медиа-рынка в руки провластного олигарха.
В самом деле, не считать же реакцией туманное высказывание Кличко о том, что все знают, кто стоит за Курченко, но он якобы не готов называть фамилии?
Пожинать плоды перехода независимых СМИ под контроль власти будут в первую очередь оппозиционные лидеры. Неужели они не осознают, что вскоре рискуют остаться без доступа к любым медиа-ресурсам, а, значит, не смогут качественно донести избирателям свою позицию?
Или, что еще хуже – может, оппозиционные вожди полностью согласны с ролью статистов, которую готовят им на предстоящих выборах?
Денис Денисенко, Центр політичного консалтингу, для УП