Не всякий взмах сулит УДАР
На следующей неделе в повестке дня работы Верховной Рады – не просто очередная пленарная неделя. В повестке дня – кульминация и завершение парламентской революции-2013.
"Революция в миниатюре"
Нынешняя парламентская революция имеет много сходных черт с "бархатной революцией" в Верховной Раде 2000 года. Наблюдая в свое время все перипетии революции 13-летней давности, не сложно было предсказать заранее, во что выльется начавшееся с увольнения Сергея Арбузова с поста главы Нацбанка противостояние между властью и оппозицией.
Поэтому еще месяц назад автор отмечал, что со снятия Арбузова с поста главы НБУ и назначением на этот пост Игоря Соркина, точно так же, как с назначением в Нацбанк Стельмаха вместо Ющенко в 2000-ом, началась новая парламентская революция.
И начался переломный момент в политической жизни страны в целом.
После того, как провластное большинство в обоих случаях буквально продавило нужное себе назначение, разрушив статус-кво между властью и оппозицией, последней не оставалось ничего, кроме как действовать революционными методами. Этот метод в обеих революциях свелся к захвату оппозицией сессионного зала.
"Большевикам" в 2000-ом пришлось покинуть Раду и назначать Стельмаха в "Украинском доме" как некие заговорщики, которые обделывают свои нечистые делишки на тайной квартире. В то время пока оппозиция – коммунисты, прогрессивные и просто социалисты, а также селяне забаррикадировались в "каноническом" зале заседаний в ВР.
Они были настроены удерживать свои позиции до конца. И были уверены, что останутся полновластными хозяевами в удерживаемом ими зале, в подтверждение чего даже пускали в зал журналистов – посидеть в депутатских креслах. Мы с коллегами с удовольствием пользовались радушием приглашающей стороны, выбирая себе места по желанию – то олигарха, то национал-демократа…
Сессионный зал оппозиционеры удерживали все зимние каникулы. После чего отдохнувшие и агрессивные "большевики" напористо и не очень-то вежливо вернули себе контроль над помещением. Усадив в руководящие кресла новых начальников Рады, назначенных "большевиками" в "Украинском доме".
Протекающая на наших глазах революция – повторение "дел давно минувших дней", хотя и в изрядно уменьшенных размерах: раскол Рады на две примерно равных по численности группировки – власти и оппозиции; назначение провластными фракциями нового главы Нацбанка, чему безуспешно пытается противостоять оппозиция; захват противниками власти сессионного зала…
Острота в этот раз меньше хотя бы по той причине, что новое руководство парламента большинством только накануне событий уже избрано. Да и блокированием зала занялись не три оппозиционные фракции, а один УДАР.
Впрочем, история далеко не всегда развивается линейно и поступательно. Отличительной чертой революции этого года будет не ее начало, а конец. Если в 2000 году "большевики" получили всё, а проигравшая оппозиция лишилась всего, то в этот раз противникам придется искать компромисс.
Власти придется пойти на уступки оппозиционерам по персональному голосованию, но в полном объеме согласиться на выполнение их требований она чисто физически не сможет.
Потому что обеспечить 100%-ую явку в каждый день работы пленарной сессии ПР не сможет никак. Кто же будет вместо народных избранников бизнесом заниматься?
Да и оппозиционеры тоже не смогут обеспечивать такую же высокую явку своих депутатов на важных для себя голосованиях.
Поэтому стороны обречены искать компромисс. Регионалы уже заявили о готовности реанимировать революционный опыт предшественников. Едва взяв власть в свои руки, "большевики" в 2000 году ввели правило: голосует парламент только один день в пленарную неделю – четверг.
Получается один-два раза в месяц. Обеспечить в эти дни личное присутствие депутатов большинства у лидеров их фракций еще получалось. Скорее всего, этот опыт, возможно в несколько модернизированном виде, и будет применен для разрешения парламентского кризиса-2013.
Более того, даже это компромиссное решение может быть введено не сразу, а растянуться на несколько этапов: формальное согласие регионалов голосовать персонально – создание рабочей группы "по разработке механизма для запуска механизма личного голосования" – практическое воплощение достигнутого компромисса.
Последний пункт, само собой, может существенно отличаться от первоначального обещания власти. Не говоря уже о том, что до него дело может так и не дойти. Мало ли что поменяется к тому времени в политических раскладах – "то ли ишак сдохнет, то ли падишах умрет".
Три причины зарыть топор войны
К тому, что кризис будет разрешен именно на следующей неделе, обе стороны подталкивают несколько факторов. Во-первых, 25 февраля начинается долгожданный для президента Януковича саммит Украина-ЕС. К саммиту ему необходимо подойти с работающим, а не парализованным парламентом.
Во-вторых, никаких других требований, кроме персонального голосования оппозиционеры не выдвинули. И, получив от власти красиво оформленный компромисс, позволяющий сохранить лицо уставшим от блокады оппозиционерам, последние согласятся снять блокирование.
Не добившись своей цели – обеспечить хотя бы формально личное голосование всех парламентариев, – оппозиционеры уже не смогут выйти из игры без огромных имиджевых потерь.
Последнее для них является недопустимым накануне киевских выборов и, тем более, президентской кампании, которая уже не за горами.
Впрочем, согласившись на формальный компромисс по личному голосованию, смогут сыграть в победителей и регионалы – мол, это они разблокировали работу Рады для конструктивной работы. Как говорится, "все в белом".
И, наконец, как признавались в кулуарах депутаты-регионалы, им фактически не с чем было открывать сессию 5 февраля.
Те правительственные законопроекты, о необходимости принятия которых так настойчиво говорил на встречах с депутатами вице-премьер Арбузов, на самом деле были "сырыми", не готовыми к рассмотрению.
К голосованию же была подготовлена целая стопка депутатских законопроектов. В подавляющем большинстве – оппозиционных. А начинать сессию и голосовать по оппозиционным предложениям никакого желания у депутатов из ПР не было.
Именно поэтому они абсолютно ничего и не сделали для того, чтобы помешать блокированию трибуны. В то время как в ВР 5 и 6 созыва, зная о намерении противников блокировать трибуну, регионалы просто приходили в зал на пару часов раньше.
И занимали боевые места у президиума первыми. А в этот раз блокада оппозиции была выгодна и ПР: пока оппозиционеры полторы недели удерживали президиум Рады за собой, регионалы в комитетах привели правительственные законопроекты в удобоваримый вид.
Теперь можно и сессию открыть, и за кабминовские предложения голосовать. "Блокираторам"-оппозиционерам отдельное спасибо, все свободны!
Пари для Кличко
Некоторые коллеги, с которыми приходилось в кулуарах Рады обсуждать пути разблокирования работы Рады шутили: кто из регионалов рискнет пойти в бой за парламентскую трибуну во главе своих "200 спартанцев", если с той стороны впереди будет сам мистер УДАР.
Сходились на том, то парламентская трибуна как ценный приз как-то моментально блекнет перед перспективой лично получить парочку коронных ударов слева от действующего чемпиона мира по боксу…
К тому же, уже став политиком, Виталий в Киевраде придерживался своего благородного намерения не марать кулаки профессионала-чемпиона в любительских потасовках политиков.
Всё как в песне – "Не всем волчатам стать волками, Не всякий взмах сулит удар".
Находились, впрочем, и сторонники версии, что "всё течёт и всё меняется" – мол, изменились масштабы политической активности Кличко, перебравшегося в кресло нардепа, многократно выросла ценность и значимость призов в противостояниях с политическими противниками. А, значит, и Виталий сможет пересмотреть свои убеждения.
Пользуясь случаем, хотелось бы предложить Виталию Кличко пари. Со ставкой на любимый напиток Кличко – морковный сок. Если УДАР именно на следующей неделе без боя Кличко в Верховной Раде снимает блокаду – автор выиграл.
Если же Виталий будет на следующей неделе во главе своих бойцов драться с нападающими регионалами, удерживая трибуну ВР, – с автора причитается. Идет, Виталий Владимирович?
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП