Конец политических технологий

77 просмотров
Среда, 05 декабря 2012, 05:26
Андрей Самброс
руководитель лаборатории PR-технологий "Luman Group"

Ещё в начале кампании 2012 года стало ясно, что рынок политтехнологий в Украине начал серьезно сужаться.

Конечно, возврат к смешанной избирательной системе привел к росту спроса на услуги политтехнологов и увеличению потребления социологических исследований. Да и за последние годы в Украине появились новые группы политтехнологов. Почему же тогда "конец"?

Это пока не очевидно, скорее очевиден процесс "болезни", сужающей рамки пространства, в котором можно эффективно действовать специалистам в упомянутой области.

Но этот процесс системный и его не остановить. Если не зафиксировать на продолжительное время правила избирательной игры.

Посудите сами: изменились ли результаты выборов в Харькове от того, что на каждом мажоритарном округе ресурсных кандидатов сопровождали политтехнологи? Ведь все 14 округов города и области предсказуемо взяла Партия регионов.

Изменились ли результаты выборов в Киеве от участия профессиональных консультантов в работе предвыборных штабов?

Даже колоссальные денежные вливания не позволили подавляющему большинству ресурсных кандидатов в Киеве обойти единых кандидатов от оппозиции.

Так действуют ли политические технологии на мажоритарных выборах?

Внимательно просматривая результаты выборов по округам, приходишь к странным выводам о том, что даже самые авторитетные политические консультанты с практически неограниченными финансовыми ресурсами кампании не смогли принести победу.

Именно такой "технический сбой" произошел с Довгим, с Супруненко, с Герегой, Третьяковым…

Подобные результаты выборов не свидетельствуют о росте политической культуры общества, хотя именно об этом с особой восторженностью говорит часть оппозиционеров, пытаясь причислить себя к "светлой стороне силы".

Более того, подобные результаты выборов имеют мало общего с самой политической кампанией и, более того, с политическими технологиями.

Результаты выборов 2012 года – это закономерное явление, которое не смогли просчитать даже маститые социологи.

Сегодня, лишь благодаря постоянному обсуждению итогов выборов в профессиональной среде, было наработано несколько правдоподобных гипотез того, что же на самом деле произошло 28 октября на избирательных участках.

Во-первых, стал очевидным тот факт, что отечественный среднестатистический избиратель совершенно не воспринимает мажоритарную систему выборов.

Точнее, избиратель воспринимает каждого отдельного мажоритарщика через призму партийно-идеологического противостояния в категориях "За Юлю" и "Против Юли", "За Витю" и "Против Вити", "За флот", "За язык", "За мову" и так далее.

Из этого следует вывод: самовыдвиженцы-мажоритарщики имели сомнительные шансы на победу. Те же их них, кто все-таки достиг искомого результата, оказались либо выдвиженцами власти и Регионов, либо "залили" мажоритарные округа деньгами – своими или бюджетными – и это позволило с неадекватно большими расходами просто купить победу.

Напротив, более продуманные, креативные и "чистые" политические кампании в Киеве столичный избиратель не заметил.

Приходя на избирательный участок, он голосовал в первом бюллетене за партию и, смотря во второй, выбирал представителя этой же политической силы, или союзной, если было договорено о выдвижении единого кандидата свободовца/бютовца/ударовца.

Во-вторых, опытные политтехнологи и политические аналитики поняли, что избиратель-2012 не является тем, кто выставляет "на продажу" свой голос, не оценивая его как ресурс, который можно использовать для решения собственных проблем накануне выборов.

Следовательно, нельзя говорить о росте политической культуры там, где люди не понимают, зачем им вообще было дано право голоса.

Выборы 2012 года в большей степени похожи на поддержку любимой футбольной команды, чем на процедуру отбора достойных и эффективных представителей народа в парламенте.

"Эффект отождествления" партии и кандидата полностью поглотил всё то перспективное и интересное, что было на этих выборах.

Этот эффект сыграл злую шутку с теми кандидатами, которые проводили скупку голосов, пытались воздействовать на электорат при помощи административных инструментов давления.

Но вместе с этим и всё креативное "поле", на котором находились новые и интересные ростки перспективных политических деятелей, было полностью вытоптано невнимательными избирателями.

Они голосовали за кандидатов от Партии регионов на востоке и юге лишь потому, что эти кандидаты представляют ПР. Они голосовали за представителей объединенной оппозиции на западе и в центре лишь потому, что эти кандидаты представляют ОО.

Какие это кандидаты, что они предлагают, насколько они "чисты"? Никого эти вопросы особо не волновали.

Украинский электорат затравлен изменениями избирательных процедур, и как показывает опыт местных выборов 2010 года, смешанная система дает только один гарантированный эффект – голосование по отождествлению: "партия = кандидат".

Какая резкая критика ни звучала бы в адрес этого высказывания, неоспоримым фактом является то, что политические технологии в кампании 2012 года не сработали. Все было предрешено изначально.

Поэтому основной массе политтехнологов и консультантов на этих выборах приходилось выполнять скорее функцию штабных менеджеров, нежели креативщиков, разрабатывающих нешаблонные способы завоевания лояльности электората.

Этим я объясняю идейную скупость и абсолютную некреативность выборов в областях, за пределами крупных городов.

Сейчас хороший политтехнолог не тот, кто мыслит креативно, а тот, кто может провести "кампанию-минимум" по самому дешевому и эргономичному сценарию. Вместо креативщиков кандидаты уже в ближайшие годы захотят видеть за своим плечом волевых и системно мыслящих менеджеров.

Значит, политические технологии останутся лишь на уровне войн центральных партийных штабов, президентских выборов и выборов мэров областных центров.

А вот в 2002 ситуация была несколько иной: ход выборов нельзя было предугадать, так как избиратели ещё не были окончательно дезориентированы пропорциональной избирательной системой.

Для многих избирательный процесс 2002 года был в действительности интересным и содержательным, особенно в регионах.

У многих кандидатов были вполне реальные шансы пробиться в стены парламента даже без поддержки тяжеловесных политических сил.

Сейчас же всё изменилось: пространство публичной политики было монополизировано несколькими большими торговцами "истин" разных цветов. И выбор прост "My way or the highway".

Всё остальное – фикция, которая должна создавать иллюзию уверенности у кандидата.

Если избирательная система не изменится к следующим выборам (местным), то на старте кампании всем тем, кто сопричастен к анализу политических процессов, к политическим технологиям и консультированию кандидатов, нужно будет говорить честно: кандидаты имеют шансы на победу только в двух случаях.

Если кандидат идет в местный совет от имени партии, которая обладает наивысшей поддержкой в округе. Или кандидат готов потратить в 20-25 раз больше, чем кандидат в первом случае.

Увы, постепенное свертывание рынка политуслуг произошло из-за череды конъюнктурных решений об изменении закона о выборах перед каждыми выборами. Поэтому избиратель постоянно находился и находится в состоянии перманентного информационного хаоса и политической безграмотности.

Поэтому, господа политтехнологи, политические аналитики, консультанты и еже с ними, пора выступать за 10-15-20 летний мораторий на имение избирательных правил: пусть эта смешанная система несовершенна, но стандартные правила выборов позволят электорату научиться выбирать.

И думать. А не выбирать кандидатов механически перенося галочку из одного бюллетеня в другой.

Андрей Самброс, для УП

Реклама:

УП 100. Поза межами можливого

"Украинская правда" представит свой второй в истории рейтинг лидеров - сотню украинцев, которые делают наибольший вклад в независимость и будущее Украины.

Киев | 20 ноября
КУПИТЬ БИЛЕТЫ
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)