Миф Царькова
Интернет-сообщество просто-таки всколыхнула новость о том, что нардеп-коммунист Евгений Царьков в весьма нелицеприятной форме высказался в духе "НКВД мало давило националистов".
Об этом сообщили все крупнейшие и уважаемые информационно-аналитические сайты. Это обсуждают все форумы.
Не преминули написать об это блоггеры и пользователи социальных сетей, уже придумавшие про автора хамской фразочки массу занимательных фотожаб.
Но более всего автора этих строк удивило заявление Мирослава Поповича, который на слова Царькова отреагировал, сказав, что так высказываются не политики, а лишь бандиты. Сим доктор философии, один из лидеров украинских интеллектуалов поставил своеобразный водораздел. Исходя из его слов, есть "бандиты", а есть – "достойные люди", подобных заявлений себе не позволяющие.
Однако за такой оценкой, права на жизнь которой мы тут отнюдь не отрицаем, теряется главная суть. И суть эта в том, что Царьков своим высказыванием лишь создал очередной политический миф, призванный канализировать наше внимание, направить его в русло критики и противостояния. Попович же своей оценкой (как и все, отреагировавшие на словесный пассаж взбалмошного коммуниста) этот миф легитимизировали, утвердили в информационно-политических реалиях Украины.
Но упущено, повторимся, главное. Упущено то, что высказывание Царькова воспринимаются как слова радикала и глубоко идейно убежденного человека. А сам-то Царьков таким идейным носителем не является. Как не являются идейными коммунистами и остальные члены фракции КПУ.
Кто такие украинские коммунисты? Это политический бизнес-проект, призванный играть на ностальгии определенной части электората за нашим "советским прошлым". За тем мифическим прошлым, где все якобы было хорошо. Где ценился "человек труда" и собственно его труд. Где, как говорится в пафосной рекламе коммунистов, "сажали" за нарушение законов и прав людей. Где благополучие человека было ценностью, ключевой ценностью.
Но ведь нужно отдавать себе отчет в том, что все вышеперечисленное – миф.
Во-первых, это ностальгический миф о "счастливой жизни", в котором как-то мягко забывается о сталинских репрессиях и голодоморе, а также о том, что крестьянам, которым сегодня коммунисты хотят вернуть землю, запрещалось выезжать из сел.
Во-вторых, это миф о том, что нынешние коммунисты хоть сколько-нибудь соответствуют тому идеалу социального благоденствия, который проповедует их политическая реклама.
А нынешние коммунисты – это люди, каждый из которых может безбедно прожить до смерти, продав наручные часы. А вся фракция КПУ может безбедно жить за деньги от продажи одного автомобиля какого-нибудь не самого видного и публичного депутата-коммуниста.
Более того, именно ставленник КПУ Игорь Калетник сегодня возглавляет украинскую таможню – одну из самых денежных и коррупционных государственных структур страны.
Но, чтобы реклама в стиле "Вернем страну народу" действовала и приносила коммунистам рейтинг в районе 9%, необходимо отвлечь людей от страшного диссонанса между предвыборной риторикой КПУ и реальной жизнью ее вождей. А как же не обращать внимание на доходы, аксессуары и общий уровень жизни нардепов от Компартии? Для этого нужно, чтобы наши головы были заняты другим. Например, хамскими высказываниями Царькова.
Царьков и его слова – всего лишь электоральный миф, отвлекающий наше внимание от сути и реалий. Тут можно возразить, что политик все равно не должен позволять себе слов из разряда "душить националистов". Но в том то и дело, что Царьков – не политик. И не "бандит", как сказал о нем Попович.
Царьков – политическая технология, отвлекающая внимание от жизни ведущих коммунистов, неадекватной их идеологии в целом и их нынешней рекламе в частности.
Более того, это лучший показатель полного отсутствия идеологии. Ведь человек по-настоящему убежденный будет аргументировать, а не хамить и бросаться громкими оскорбительными высказываниями.
Нужно посмотреть правде в глаза: грубыми высказываниями о националистах Царьков лишь создал миф о коммунистах, которые с последними "борются". И этот миф растит рейтинг политико-коммерческого проекта – КПУ. А уж укреплять этот миф обидами, спорами и опровержениями, либо же забыть, сказав, что "собака лает – а караван идет", - личное дело каждого. Однако, кажется, что лучше игнорировать бездумные глупости Царькова, открыв дорогу каравану реальной оценки украинской политики. И политиков.
Алексей Красноперов, политолог, специально для УП